Презентация по краеведению на тему Этнография Самарской губернии


Этнография Самарской губернии. Самарская губерния в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий – православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм. Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно-бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета.Население Самарской губернии в составе семи составляющих её уездов – Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Самарского, Ставропольского, Николаевского, Новоузненского, не являясь коренным, формировалось в течении ряда столетий, начиная со времени присоединения Поволжья к России (XVI веке) до конца XIX века в новую региональную общность.Процесс освоения Самарского края является отражением социально-экономического развития России в отдельные исторические периоды и государственной политики освоения окраинных земель, включаемых в границы государства вместе с их населением. Землепашец ПоволжьяСамые ранние письменные источники – ревизские сказки, фиксирующие наличное население, свидетельствуют о том, что до середины XVII века в пределах Самарского края земледельческие селения существуют только на Самарской Луке, во владениях Самарского Спасо-Преображенского и центрального Савво-Сторожевского монастырей (сёла Борковка, Жигулёвка, Подгоры, Рождественно, Торновое, Усолье, Шелехметь и другие). Рыбные ловли, отведённые монастырям, использовались посезонно, земли на левом берегу Волги обрабатывались «наездом». КочевникВ степях самарского Заволжья с середины XVII  века столкнулись два хозяйственно-экономических уклада – оседлый земледельческий и кочевой скотоводческий. Для царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных земель, кочевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Именно поэтому первые мероприятия правительства в XVII веке были связаны с организацией на данной территории сторожевых разъездов и оборонительных линий. Закамская линия обороныПервой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, стала Закамская, построенная в 1652-56 годах. Этносы Самарского края Мордва В крепости на оборонительные линии переселялись жители разных районов России, преимущественно верхневолжских и центральных. Изначально формировался многонациональный состав населения Самарского края – наряду с русскими переселенцами на оборонительные линии селились мордва, татары, чуваши, здесь же была поселена «шляхта», этническую принадлежность которой сложно определить – этим термином обозначилась социальная группа переселенцев. ЧувашиНаделённые за службу землями казаки, конные стрельцы, бывшие дворцовые крестьяне из русских, мордвы и чувашей, а также татары-общинники – все они были отнесены в первой четверти XVIII века к категории государственных крестьян – однодворцев. Этносы Самарского краяПравительственная политика поселения служилых людей на оборонительные линии создавала реальную возможность для аграрного освоения района Закамской черты. В конце XVII – начале XVIII веков в заселении района приняли участие и дворяне, и переведённые ими на земли Заволжья крепостные крестьянеУсиление крепостничества в центральных районах России после издания Соборного Уложения 1649 года, политика христианизации народов Поволжья отозвались в Самарском крае в XVII – начале XVIII веков значительным увеличением численности беглых крестьян различного этнического происхождения. Среди беглых – выходцев из мордвы, татар и чувашей преобладали в ранний период некрещённые; с поселением этих групп на башкирских землях Самарского Заволжья связано появление особой социальной группы – тептяро-бобылей. Ново-Закамская линияМассовое заселение края связано со строительством в 30-е годы XVIII века Ново-Закамской и Оренбургской оборонительных линий. Первая шла от Алексеевска по реке Сок, в конце соединялась со старой Закамской линией; Оренбургская начиналась от города Самара и шла на юго-восток к Оренбургу. В 1734 году в Самаре была создана Оренбургская экспедиция с административной задачей присоединения земель вдоль линии и налаживания отношений с народами, входящими в состав России. Башкирские женщиныВскоре после строительства крепостных Ново-Закамской и Оренбургской линий вся местность между ними к северу от реки Самары, по рекам Кинель, Сок и Кондурча стала быстро заселяться.В 1745 году часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского камлыцкого войска. Уже в 70-е года XVIII века значительная часть калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 году калмыки получили право служить в Оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель. Украинские женщины Немецкие колонистыВ 1764 – 1767 годах в Среднем Поволжье начали образовываться первые немецкие поселения, с тех пор, как в 1762 -1763 годах правительство Екатерины II обратилось к крестьянам и ремесленникам зарубежных стран с призывом переселяться в Россию для освоения свободных земель. Немецкие колонисты в Поволжье составляли по своей численности наиболее крупную этническую группу (свыше 1/3 всех немцев в России). Они были расселены на территории Саратовской губернии, а также имели компактные поселения в Новоузненском, Николаевском, Самарском и Бузулукском уездах Самарской губернии. Русская изба Деревянную избу лесных народов края отличала богатая резьба по фронтону и верхней части наличников. Интерьер жилища русских, мордвы-эрзи и чувашей был в основных элементах одинаковым, он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, «красном» углу. Появившуюся в XIX веке у русских, мордвы и чувашей деревянную перегородку или занавеску следует считать заимствованным у татар традиционным делением жилища на две половины – мужскую и женскую.