«Так говорил Эзоп» Изучение басен В 5 классе (технология проблемного обучения)


Автор: Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературыМБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика «Так говорил Эзоп»Изучение басенВ 5 классе (технология проблемного обучения)
Б «Так говорил Эзоп»
Что вы сейчас услышали? И Произведения какого жанра они вам напомнили? Что сближает басню и сказку о животных? Герои – животные, которые говорят и действуют как люди


Как называется художественный прием, связанный с переносом человеческих свойств на животных, растения и неодушевленные предметы? И Олицетворение Почему вы решили, что это не сказки о животных, а басни? Какие признаки помогли вам распознать жанр?
Наличие нравоучения (морали): басня больше поучает, а сказка развлекает; объем произведений: басенный рассказ обычно короче сказочного. И Чем по форме отличаются прочитанные басни? Одна в стихах, а другая – в прозе. Узнала ли вы авторов прозвучавших басен?

Басня — это ко­роткий рассказ с нравоучением (моралью) иносказательного характера. Рождение басниЭзоп — «отец басни» Басня своими корнями уходит в глубокую древность. Когда перво­бытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и о себе. По существу, он был озабочен двумя вопросами: как устроен этот мир, и как должен себя вести в этом мире человек? На первый вопрос он отвечал себе мифом, а на второй — басней. Басня служила ему надёжным подспорьем в аргу­ментации, поучении. Как жанр словесного искусства басня оформилась в эпоху античности. Считается, что все басенные сюжеты, которые потом на разный лад пересказывали в течение многих веков в разных странах, впервые были при­думаны древнегреческим сочинителем Эзо­пом. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда кто-нибудь брался за написание басен, он помечал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя». Эзоп – отец басни Об Эзопе известно совсем мало: Жил в первой трети VI в. до н.э. Был рабом. Был убит в Дельфах.Таково то немногое, что можно считать фактами о жизни Эзопа. На этом факты кончаются, и начинается легенда. Факты и легенда Чем легендарный рассказ принципиально отли­чается от исторического? История и легенда исторический рассказ — достоверный, а легендарный — вымышленный, но претен­дующий на достоверный.
Это одна из немногих дошедших до нас «народных книг» греческой литературы. Богатая народная фантазия с успехом вос­полнила скудные биографические сведений об Эзопе. Что же рассказывали об Эзопе в легендах? «Жизнеописание Эзопа» Из ан­тичного времени сохранилась целая книга забавных рассказов легендарного содер­жания о зачинателе басенного жанра. Она получила название «Жизнеописание Эзо­па». «Эзоп-баснописец...подоле своей был раб... С виду он был урод уродом: для рабо­ты не гож, брюхо вспученное, голова что ко­тёл, курносый, грязный, кожа тёмная, увеч­ный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые - такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже - был он немой и совсем не мог разговари­вать». Внешность Эзопа К какому жанру сло­весности можно отнести описание внешно­сти Эзопа, каких сказочных героев напоми­нает здесь греческий баснописец, и чем он похож на них? Описание внешности Описание заставляет вспом­нить сказку, так как его герой обнаруживает сходство с Иванушкой-дурачком (он соци­ально обездоленный и бесправный уродец) и с Бабой-Ягой-костяной ногой (он горбатый и увечный).
Неслыханное безобразие Эзопа боги сполна компенсировали даром слова и ост­рым умом. Дар слова и острый ум
Эзопа неоднократно покупали и про­давали. Один работорговец по имени Офелион поспешил сразу отделаться от речи­стого раба и повёл его с партией других не­вольников на рабский рынок. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я человек слабосильный, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показывает на самую большую и тяжёлую. Посмеялись все над глупостью новичка и взгромоздили на него корзину. Однако на первом же при­вале, когда все поели хлеба, эзопова корзи­на сразу стала легче,«Жизнеописание Эзопа» а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и оста­лись. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах. Эзоп говорит ему: «Хочешь помогу?» - «Помоги!» - «Как выйде­те с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сде­лал, и все только и дивились его мудрости. «Жизнеописание Эзопа» Как-то раз Ксанф напился пьян и стал говорить: «Человек всё может сделать!» — «А море выпьешь?» - «Выпью!» Побились об за­клад. Утром Ксанф протрезвел, пришёл в ужас от такого позора. Решил как-то Ксанф-философ, новый хозяин Эзопа, устроить угощение ученикам и послал своего раба на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.« Что это зна­чит?» -«А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, уста­навливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - « Ну так на завтра купи нам всего самого худше­го, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подаёт языки. «Что это значит?» -«А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!» «Жизнеописание Эзопа» Рассердился Ксанф, но придраться не мог. Каким открылся вам Эзоп в этих легендарных историях? Какие качества его характера можно отметить?И Находчивость, смекалистость, остроумие, мудрость, отзыв­чивость, чудаковатость. .

Легенда превратила в живописную исто­рию и финал жизни Эзопа — его гибель в Дельфах. Гибель в Дельфах Какие качества про­демонстрировал Эзоп перед лицом смерти? И Свободолюбие. «Где здесь пропасть для свободных людей?»Почему всё-таки греческий народ своего любимого басно­писца в легендах представлял безобразным неучёным рабом?
Сказочная традиция связана с изображением «низ­кого» героя, можно ли провести параллели с леген­дарным жизнеописанием Эзопа? «Низкий» сказочный герой — это Иванушка-дурачок. Он в сказках бедный, некрасивый, просто­ватый, чудаковатый, ленивый и потому пре­зираемый окружающими. Но под низкой ви­димостью скрываются истинно героические качества, высокая мудрость, красота.

И Ле­гендарный Эзоп подобен «низкому» сказоч­ному герою: он внешне безобразный, но красивый внутренне, обладающий привле­кательными качествами (отзывчивый, чест­ный, справедливый и т.д.); неучёный, но знающий высшую мудрость; раб по соци­альному положению, но свободный по духу, в любой ситуации сохраняющий человече­ское достоинство. Создав такой образ бас­нописца, греческий народ в своих легендах, как и русский в своих сказках, выразил веру в силу, ум простого человека и мечту о соци­альной справедливости
Настоящим кладезем мудрости можно назвать эзоповы басни. Под именем Эзопа сохранился целый сборник ба­сен (426 текстов), среди которых многие—со знакомыми сюжетами. Мы обратимся к неко­торым из них и попытаемся на их примере выяснить своеобразие Эзопа-баснописца. Художественные особенности басен Эзопа
ВОРОН И ЛИСИЦАВорон унёс кусок мяса и уселся на дере­ве. Лисица увидела, и захотелось ей заполу­чить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать ца­рём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Ли­сица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голо­ве, - ничего тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».Басня уместна против человека нера­зумного. И МУРАВЕЙ И ЖУКВ летнюю пору гулял Муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его Жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда Му­равей; но когда пришла зима и навоз дождя­ми размыло, остался Жук голодным, и при­шёл он попросить у Муравья корму. Сказал Муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия И Какие особенности произведений Эзопа свидетельствуют о том, что это басни? Какие черты определяют «лицо» эзоповской басни? Художественные особенности басен Эзопа
Основные при­знаки басни — это наличие морали (нраво­учения) и иносказания. Художественные особенности басен Эзопа Басня Эзопа: Назидательная (дидактическая): глав­ное в ней — мораль; нравоучение содержит­ся не только в басенном рассказе, но и от­крыто звучит из уст автора.Прозаическая.

Отличается однообразием в построе­нии басенного рассказа, который укладыва­ется в схему: предыстория события — замы­сел — действие — результат (схема может изменяться за счёт повторения или исклю­чения названных звеньев). Художественные особенности басен Эзопа Отличается поверхностным изобра­жением героев, которые показаны как ге­рои-носители действий? Написана простым, сухим языком, в котором преобладают глаголы и почти от­сутствуют изобразительно-выразительные средства.

Бас­ня — это всегда иносказание. Иносказание (от «иначе сказать») — по-другому аллего­рия. С помощью аллегории, то есть иноска­зания, Эзоп замаскировал содержание своей мысли, так как ему, рабу, говорить прямо то, что он думал, было опасно. Изобретённый им язык получил название «эзопова».Художественные особенности басен Эзопа «Эзо­пов язык» — это тайная речь для маскировки свободной мысли автора, В широкий обиход выражение «эзопов язык» ввёл М.Е.Салтыков-Щедрин. .

Что позволило древним сказать о том, что Эзоп — «величайший благодетель че­ловечества», «несущий пользу смерт­ным»? Художественные особенности басен Эзопа Польза Эзопа для людей заключается в том, что в его баснях, где содержание не за­темнено красотами стиля, звучат уроки жи­тейской мудрости, в которых человечество будет нуждаться всегда. .

В чем состоит заслуга Эзопа- баснописца? Художественные особенности басен Эзопа Эзоп многое сделал для становления и оформления басни. Его вклад в развитие этого жанра значителен. Заслуги Эзопа-баснописца таковы: является «отцом басни»; создал басенные сюжеты, к которым обращались все баснописцы; изобрёл иносказательный язык. .

Что нового мы узнали на уроке о басне? Художественные особенности басен Эзопа Басня — это короткий рассказ с нра­воучением (моралью) иносказательного (ал­легорического) характера. Басня — один из самых старых жанров литературы. Басня появилась в глубокой древности как подспорье для разрешения практического вопроса: как нужно вести себя в мире.Басня имеет свою «родословную». «Отцом басни» называют Эзопа, который жил и творил в Древней Греции.

Эзоп многое сделал для становления, оформления басенного жанра и открыл ши­рокие возможности для его последующего обновления: Его басня обладает существенными признаками, определяющими басенный жанр: дидактизм, аллегоризм. Он создал басенные сюжеты, которые использовали баснописцы последующих эпох как готовый материал для своего лите­ратурного творчества. Он создал тайную речь для маскиров­ки свободной мысли, которая впоследствии получила название «эзопова языка». И Типологическими признаками эзопов­ской басни можно назвать её прозаическую форму; явно выраженную дидактическую на­правленность, усиленную открытой моралью автора; схематичность сюжета и образов; сухой и лаконичный стиль, определяющийся поэтикой глагольности. Художественные особенности басен Эзопа