Презентация к уроку литературы Славянская мифология


Миронова Н.А.учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №23» Курского района Курской областиБоги и герои в славянской мифологии Боги Род - первый бог, олицетворяющий вселенную. Перун - бог грозовых туч, грома и молнии. Велес - один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привёл сотворённый Родом и Сварогом мир в движение. Даждьбог - бог солнца, податель тепла и света. Сварог - сын Рода. Отец Небесный у восточных славян. Ярило - Бог плодородия и силы. Герои Первые русские князья Рюрик, Синеус и Трувор Кий — легендарный лидер восточных славян, первый князь и основатель Киева.Согласно легенде, Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом.Основатели Киева Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь Влади́мир I Святосла́вич —киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах)Владимир Красное Солнышко  Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода.Прозвище Вещий (то есть знающий будущее), получил по возвращении из похода на Византию 907 года. Он отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом — дар провидца, «Вещего») и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу». Само имя «Олег» скандинавского происхождения («Ангел»).Вещий Олег  Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, «выше леса стоячего». Его тело с трудом вынашивает мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать-сыра земля сотрясается — леса колышутся и реки выливаются из берегов. СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ Возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе, второй после Илья Муромца по значению богатырь. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин. Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ Алёша Попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. АЛЁША ПОПОВИЧ Герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ  Пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник.МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ  Купец и гусляр Садко Боян или Баян – древнерусский певец и сказитель . Вероятнее всего, это был реальный человек, в славянской вере он стал практически Языческим Святым и даже Богом, покровителем искусств и провидчества. Это не удивительно. В каждой религии есть свои святые, которых после смерти, по тем или иным заслугам, возносят как чудотворцев или людей близких к Богу. То же самое произошло и с Бояном, который при жизни сочинял сказы, музыку и обладал вещим даром. Боян 1. Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.2.Уроки литературы. Книга для учителя. 5 класс. Пособие для учителей / под редакцией В. Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2008.3. https://www.google.ru/4. http://cheger.livejournal.com/5. http://mordikov.fatal.ru/Список литературы, Интернет-ресурсы