Презентация «Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников»


Итоговая работапо теме: Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников Выполнил учитель начальных классов МБОУСОШ№134г.о.СамараВишневская Юлия Владимировна Самара – 2013 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Важнейшая цель современного образования и одна из приори-тетных задач общества и государства: это воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Ступени развития гражданина России:I. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семьеСемейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. II. Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». III. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Актуальность Современное общеобразовательное учреждение важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколенияВнедрение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе образования, отвечает новым социальным запросам. Образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности обучающегося, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми.Педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в школе, их интересами и заботами.Зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними. в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Противоречия Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации.С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании и адаптации обучающихся к новым условиям.С другой стороны, процесс адаптации к новым условиям обучающихся как правило не заслуживает должного внимания учителя и протекает стихийно, в то время, когда адаптация первоклассника теснейшим образом связана с родительскими установками в семьях обучающихся. Проблема На основе анализа недостатков выявляется значимая профессиональная проблема: обеспечение интерактивного взаимодействия с семьями обучающихся с целью снижения рисков затянувшейся адаптации к условиям школы первоклассников. Решение проблемы Решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьиСемья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Гипотеза Создание определенных социально-психологических условий ведут к успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.Для исследования успешной адаптации обучающихся к школе проводится мониториг . Мониторинг исследования успешной адаптации ребенка к школе Объект исследования : учащиеся 1«А» класса (испытуемый класс), 1 «В» класса (контрольный класс); родители. Предмет исследования:интеллектуальная готовность;личностная готовность;волевая готовность. Мониторинг исследования успешной адаптации ребенка к школе Цель исследования : анализ результатов педагогической деятельности по проблеме адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.Задачи исследования:а) провести анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения феномена адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения;б) подобрать методы исследования по заявленной проблеме (анкеты, диагностические методики, наблюдения);в) применить диагностические материалы на практике. На основе выводов исследований определить пути работы над проблемой. Методика исследования Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе мы использовали методику Л.Е. Журовой.Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников мы использовали анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников» Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Определение педагогической готовности детей к школьному обучению Таблица №1 Результат диагностики Результаты оценки уровня школьной мотивации первоклассников. Таблица №2 Контрольный класс Испытуемый класс Уровень Число первоклассников Уровень Число первоклассников Высокий 5 Высокий 8 Средний 14 Средний 15 Низкий 8 Низкий 4 Уровни школьной мотивации Контрольный класс Испытуемый класс 1 . Высокая школьная мотивация 4 человека 8 человек 2. Нормальная мотивация 1 1 человек 15 человек 3. Внешняя школьная мотивация 7 человек 3 человека 4. Низкая школьная мотивация 4 человека 1 человек 5. Дезадаптация 1 человек 0 человек Всего 27 человек 27 человек Результат диагностики Рост числа учащихся, успешно адаптировавшихся к школе, в испытуемом классе составил 70,4 %, это на 48,2 % больше, чем в контрольном классе на начало ноября месяца 2012-2013 учебного года. Показатели уровня адаптации Контрольный класс Испытуемый класс Адаптация к школе 6 человек 19 человек Возможная дезадаптация 1 6 человек 7 человек Дезадаптация 5 человек 1 человек Всего 27 человек 27 человек Результаты анкеты для родителей «Адаптация ребенка к школе». Таблица №3 На основе выводов исследований определяются пути работы над проблемой.  Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Интерактивные формы и методы взаимодействия с родителями в период адаптации первоклассника должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Интерактивные формы взаимодействия с родителями (традиционные и нетрадиционные) и методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование Традиционные формы взаимодействия c родителями Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями  Родительские собрания: Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналыПрактикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги Формы взаимодействия с родителями обучающихся . Таблица №4 Для достижения новых образовательных результатов необходимы изменения условий (кадровое,научно-методическое,материально-техническое,нормативно-правовые,информационные, организационные) а) К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).б) Научно-методические изменения: - создание методической копилки по темам: «Адаптация первоклассников к школе. Взаимодействие с родителями .» - повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими педагогами, психологом;- доступность интернет-ресурсов [www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru] для получения знаний по заданной теме;- разработать серию консультаций для родителей;в) Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т. е. быть объектом моделирования(библиотечный фонд (книгопечатная продукция);печатные пособия; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия, дидактический материал, оборудование класса) г) Нормативно-правовое обеспечение проектирования — это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. д) Информационные изменения – это создание электронных образовательных пособий и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других педагогов).е) К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе учителя в соответствии с разработанным образовательным стандартам. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов). Спасибо за внимание!