Презентация по социально-коммуникативному развитию Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений детей дошкольного возраста


Министерство образования Нижегородской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж» Тема: «Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений детей» Выполнила: студентка группы 244-З6 по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)Трухманова Наталья Николаевна Нижний Новгород – 2017 Особенности проведения психодиагностики детей дошкольного возраста У детей дошкольного возраста сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.Такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.Дети дошкольного возраста очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение.Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью – игрой. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическому эксперименту Еще до начала эксперимента психолог должен тщательно продумать его детали, включая ситуацию, инструкцию, способ поведения экспериментатора и ведение наблюдения за действиями испытуемых.Экспериментальная ситуация должна побуждать ребенка к определенным действиям, на основе которых можно будет однозначно судить о наличии и степени развитости у ребенка исследуемого качества. Эта ситуация должна одинаково пониматься всеми без исключения детьми, так как в противном случае они будут реагировать на нее по-разному.Инструкция, предлагаемая испытуемым до начала эксперимента, должна быть краткой и понятной.Своим собственным поведением в отношении детей экспериментатор не должен влиять на их действия, связанные с изучаемой характеристикой личности, так как иначе невозможно будет отмечаемые действия и высказывания однозначно отнести к личности испытуемого. Психодиагностика личностного развития детей Определение эмоционально-личностной сферы ребенкаДля определения эмоционально-личностной сферы ребенка используют графическую методику «Кактус»Автор: М.А. Панфилова. Предмет диагностики: эмоционально-личностная сфера. Тип методики: проективная методика. Контингент испытуемых: дети старше трех лет. Компетентность исполнителя: психолог. Комплектность, состав методики: лист белой бумаги стандартного размера А4, простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются показатели теста М. Люшера. Определение эмоционально-личностной сферы ребенка (Ход исследования) Ребенку предлагается следующая инструкция «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты себе его представляешь». При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: 1. Пространственное положение.2. Размер рисунка.3. Характеристики линий.4. Сила нажима на карандаш.Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: 1. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.).2. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.).3. Характеристика иголок (размер, расположение, количество). Определение эмоционально-личностной сферы ребенка (Интерпретация результатов) В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых: Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса. Психодиагностика личностного развития детей Определение типа самооценки ребенкаДля диагностики типа самооценки дошкольника используют методику «Лесенка».Автор: В. Г. Щур. Предмет диагностики: самооценка. Тип методики: техника шкалирования, представленная в графической форме. Контингент испытуемых: дети дошкольного возраста. Компетентность исполнителя: психолог. Комплектность, состав методики: нарисованная на листе бумаги лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки. Определение типа самооценки ребенка (Ход исследования) Ребенку дается следующая инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные. Чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».Для того чтобы было легче выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница)». Используют стандартный набор характеристик: «хороший–плохой», «добрый–злой», «умный–глупый», «сильный–слабый», «смелый–трусливый», «самый старательный–самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты сюда себя поставил? Ты всегда такой?» и т.д. Определение типа самооценки ребенка (Интерпретация результатов) Способ выполнения задания Тип самооценки Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой. Это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свои действия, называет какие- то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами; считает, что в некоторых случаях оценка взрослых может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама горит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка Обдумав задание, ставит себя на 2 или 3 ступеньку; объясняя свои действия, ссылается на реальные ситуации и достижения; считает, что оценка такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнении взрослого: «Мама так сказала» Заниженная самооценка Психодиагностика личностного развития детей Диагностика личностных особенностей ребенкаДля диагностики личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов используется методика «Дом-Дерево-Человек».Автор: Дж. Бук.Предмет диагностики: изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.Контингент испытуемых: дети дошкольного возраста. Компетентность исполнителя: психолог. Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.Комплектность, состав методики: лист белой бумаги стандартного размера А4, простой и цветные карандаши. Диагностика личностных особенностей ребенка(Ход исследования и интерпретация результатов) Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.Далее по каждому изображению «Дом», «Дерево», «Человек» задается определенный набор вопросов.Каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка.Анализ рисунка проводится в следующей последовательности:ДеталиПерспективаВремяКачество линийКомментарии Психодиагностика межличностных отношений детей Диагностика межличностных отношений, проявляющихся во взаимодействии со сверстниками Для данной диагностики применяется методика «Соберем вместе». Автор: Р. Р. Калинина. Предмет диагностики: нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками. Тип методики: экспериментальная ситуация. Контингент испытуемых: дети в возрасте от 3 до 7 лет. Компетентность исполнителя: психолог. Комплектность, состав методики: геометрическая мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. Методическая разработанность. Методика прошла процедуру стандартизации, обладает содержательной валидностью и ретестовой надежностью. Оборудование. Текст описания методики; две одинаковые коробочки с находящимися в них пуговицами синего цвета; набор, включающий 5 красных, 5 синих и 5 зеленых пуговиц; конфета, видеокамера, протокол фиксации результатов. Диагностика межличностных отношений, проявляющихся во взаимодействии со сверстниками (Ход исследования) В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. В пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это будут дети малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой. Диагност говорит им: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте, мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!» Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того, как взрослый видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составите вот этот рисунок». Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся между детьми поровну. Для проведения исследования обычно достаточно двух-трех картинок (не считая тренировочной картинки-образца). Максимальное время для составления одной картинки – 20 минут. Во время эксперимента взрослый по возможности не вмешивается в работу детей, не подсказывает, не дает рекомендаций, предоставляя полную самостоятельность испытуемым. Во время выполнения задания детьми задача взрослого лишь фиксировать в протоколе поведение детей. Диагностика межличностных отношений, проявляющихся во взаимодействии со сверстниками (Интерпретация результатов) При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяют в 4 комплексных параметра (симптомокомплекса): 1. Отрицательная нравственная направленность личности: а) забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности данного признака); б) на забирание у себя фигурок реагирует негативно (отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, реплики типа: «Не дам!», «Мое!») – от 0 до 2 баллов; в) пытается регулировать поведение партнера, оценивая его действия (реплики типа: «Давай, делай!», «Ты что, совсем?») (от 0 до 2 баллов); г) использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0 – 1 балл); д) не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, используя только свои фигурки (0 – 2 балла); е) работает один (0 – 1 балл). 1. Положительная нравственная направленность личности: а) помогает партнеру, советует партнеру (поправляет его фигурки, советует, реплики типа: «Давай помогу») – 0 – 2 балла; б) отдает свои фигурки, передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на стороне партнера (0 – 2 балла); в) использует в речи личные местоимения множественного числа типа «нас», «мы» (0 – 1 балл); г) сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0 – 2 балл); д) работает вместе с партнером (0 – 1 балл). 2. Общительность, контактность ребенка: а) речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов); б) речь, обращенная к взрослому (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов): в) реагирует действием на советы партнера (0 – 2 балла). 3. Заинтересованность в предложенной деятельности: а) строит сам или вместе с партнером, то есть активно выполняет задание (0 – 2 балла); б) следит за работой партнера (0 – 2 балла); в) дает советы и реплики по поводу работы (0 – 2 балла). Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу. Психодиагностика межличностных отношений детей Определение взаимоотношений ребенка с окружающими людьми Для данной диагностики применяется методика «Выбери нужное лицо».Автор: . Тэммл, М. Дорки и В. Амен.Предмет диагностики: исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.Контингент испытуемых: дети в возрасте от 3 до 7 лет. Компетентность исполнителя: психолог. Комплектность, состав методики: Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Определение взаимоотношений ребенка с окружающими людьми (Ход исследования и обработка результатов ) Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка.Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Определение взаимоотношений ребенка с окружающими людьми (Интерпретация результатов ) Количественный анализНа основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):ИТ = (число эмоциональных негативных выборов) /14 х100%В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). Определение взаимоотношений ребенка с окружающими людьми (Интерпретация результатов ) Качественный анализРебенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). Спасибо за внимание!