Презентация Как составить технологическую карту урока ?


Технологическая карта урокакак основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС Выполнила Учитель ГБОУ лицея №504Жогальская Светлана Геннадьевна Москва 2015г Технологическая карта урокакак основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС «Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде всего сознать эту цель.»К.Д.Ушинский ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия (темы), указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия (прохождения темы) время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989). ПРОИЗВОДСТВО ПЕДАГОГИКА Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС.  Методологические позиции: она имеет статус документа; в ней записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей. Зачем нужна технологическая карта урока? Для представления в воображении урока в «целом» (с целями, задачами, методами, формами, техническими средствами обучения, с видами контроля, видами рефлексии…)Для планирования достижений метапредметных результатовДля самоанализа и анализа того, что делается на уроке (с разных точек зрения)Для четкости в постановке учебных задачДля создания опорного конспекта для будущих уроков выстроить алгоритм работы по теме; определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; реализовать воспитательные возможности темы; установить преемственность в изучении материала; реализовать межпредметные связи Технологическая карта позволяет учителю: Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений Структурные компоненты технологической карты урока блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить)Инструментальный блок (какими средствами это достижимо)Блок организационно- деятельностный ( структуризация на действия и операции) БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Тема урокаЦель урока(целеполагание, проблема- выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. )3. Планируемый результат4.Личностно-формирующая направленность урока Инструментальный блок Задачи урокаТип урокаУчебно-методический комплекс:источник информацииоборудованиедидактическое сопровождениематериалы для познавательной деятельности ученика Уровневые задания;Карточки для самостоятельной работы;Тексты контрольных самостоятельных работ;Технологические карты лабораторных работ;Инструкция по технике безопасности;Задания для выполнения на уроке;Задания для самопроверки;Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик и т.п. Материалы для познавательной деятельности учеников Дидактическое сопровождение Проблемные вопросы;Когнитивные и деятельностные установки;Понятийный аппарат;Логические схемы;Рисунки;Видеозаписи;Индикаторы обратной связи и т.п. Программа дисциплины;План урока;Литература для учителя;Литература для учеников;Учебники;Сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;Интернет-сайты;Кинофильмы;Видеозаписи, аудиозаписи;Научная периодическая печать;Массовая периодическая печать;Учебные телефильмы и т.п. Источники информации Оборудование Приборы;Технические средства обучения;Электронные средства обучения;Телевидение;Компьютеры;Локальная сеть;Магнитная доска;Карты;Препараты;Реактивы;Демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п. План урокаДиагностика результатов урокаДомашнее задание Организационно- деятельностный блок Структурные элементы технологической карты По вертикали – этапы урока (например):Организационный момент.Подготовка к активной познавательной деятельности.Установка познавательной задачи.Усвоение новых знаний.Первичная проверка понимания.Закрепление знаний.Самопроверка знаний.Подведение итогов.Домашнее задание. По горизонтали:Задачи каждого этапа.Методы. Формы.Виды деятельности учителя.Деятельность учащихся.Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. * МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивные коммуникативные познавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способдействия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Оценка порезультатамвыполнения Оценка впроцессевыполнения проектно-исследов.деятельн. 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока.5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая.7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. Данный материал может быть использован учителями ,работающим по разным УМК. Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор я остановила на такой технологической карте урока: Этапы работы над технологической картой Формулировки деятельности учителя и обучающихся Деятельность учителя Формулировки деятельности примеры. Деятельность обучающихся Проверяет готовность обучающихся к уроку.Озвучивает тему и цель урока.Уточняет понимание учащимися поставленныхцелей урока.Выдвигает проблему.Создает эмоциональный настрой на...Формулирует задание...Напоминает обучающимся, как...Предлагает индивидуальные задания. Записывают слова, предложения.Делят (звуки, слова и т. д.) на группы.Выполняют упражнение в тетради.По очереди комментируют...Обосновывают выбор написания...Приводят примеры.Пишут под диктовку.Проговаривают по цепочке.Выделяют (находят, подчеркивают,комментируют) орфограммы. Структура технологической карты урока Тема: Тип: Задачи: Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные   Межпредметные связи: Ресурсы урока: Для учителя: Для учащихся: Ход урока: Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся 1. Актуализация необходимых знаний 2. Мотивация познавательной деятельности 3. Организация познавательной деятельности 4. Подведение итогов Дополнительный материал: Диагностика достижения планируемых результатов: Дополнительные творческие задания: Самоанализ Достижения Затруднения Предложения Расширенная ТК Основные составляющие урока Этап урока Время, мин Цель Результаты Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся Пример технологической карты урока Пример технологической карты урока Типы уроков по ФГОС «…современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика.» (Куманев А.А.). 1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания6) Первичное закрепление.7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Первичное закрепление§ в знакомой ситуации (типовые)§ в изменённой ситуации (конструктивные)5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Актуализация знаний.§ с целью подготовки к контрольному уроку§ с целью подготовки к изучению новой темы5) Применение знаний и умений в новой ситуации6) Обобщение и систематизация знаний7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Обобщение и систематизация знанийПодготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).5) Применение знаний и умений в новой ситуации6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.7) Рефлексия (подведение итогов занятия)Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся обще учебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура4) Рефлексия (подведение итогов занятия) 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5) Рефлексия (подведение итогов занятия) 7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания6) Первичное закрепление7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия) Как работать с ТКУ Внимательно ознакомьтесь с темой и найдите её в учебнике, рабочей тетради.Познакомьтесь с задачами урока, соотнесите с планируемыми результатами и с пройденным ранее материалом.Прочитайте выделенные основные понятия, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи). Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте.Мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё.Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите.Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, и только после этого переходите к следующему этапу.На завершающем этапе постарайтесь выполнить все предложенные задания. Технологическая карта позволит учителю:реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.обеспечить повышение качества образования. Преимущества технологической карты внедряются готовые разработки, освобождающие от кропотливой работы по конструированию учебной деятельностивысвобождается время учителя для творчестваобеспечиваются согласованные действия всех участников педагогического процессаобеспечивается минимум потерь при недостаточном опыте учителяповышается качество обучения, воспитания, развития обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя Дополнительные источники ТКУ Выпуск различных издательств2. ДискиИнтернет-ресурсы4 Программа по созданию ТКУ Нам нужно воссоздать в себеВоображаемый МЫСЛЕХРАМС возвышенными сводами,Божественными фресками,Зажжёнными свечами.И вселить в него наш Дух, Сердце и Разум.А потом поспешить, чтобы этот ХрамСтал нашей педагогической жизнью.Каково будет ученикам того учителя,В воображении которого сияют Небеса! Шалва Амонашвили