Презентация Мастер-класс по работе с детским вокальным коллективом


Методика развития вокально-хоровых навыков воспитанников ДОУ посредством музыкально-дидактических игр мастер-класс музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Лучки Н.В. Ушаковой Содержание: ВВЕДЕНИЕ1.Значение музыкально-дидактических пособий и игр, их значимость в развитии вокально-хоровых способностей у детей дошкольного возраста. 1.1. Определение музыкально-дидактической игры1.2 Значение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста2. Практическое изучение развития вокально-хоровых способностей у детей дошкольного в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических пособий и игр.В 2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Основное название музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.В процессе игр дети не только приобретаются специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности.Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Методики хорового воспитания вокалистов в ДОУ постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы. Ценность музыкально-дидактических игр игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактический игр в работе с детьми.Цель работы определила и поставила следующие задачи:1) Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие вокально-хоровых способностей;2) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально- дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;3) Наработать вспомогательный музыкально- дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;4) Проанализировать полученные результаты. Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности. Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения). Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.А чтобы развитие воспитанника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки:1. Певческая установкаУчащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.1. Дирижёрский жестОбучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:- внимание- дыхание- начало пения- окончание пения- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи 3. Дыхание и паузыПедагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять воспитанникам, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.4. ЗвукообразованиеФормирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.5. ДикцияРазвитие навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.6. Строй, ансамбльРабота над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella. В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.Учитывая особенности восприятия детей, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки.Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.Используются упражнения - игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций.Систематическое использование песен - упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей. Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне.В свободное время от занятий с детьми целесообразно организовывать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно при вести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин».Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям.Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки. Попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста применяются дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» - для сопоставления трех звуков, различных по высоте, «Сколько нас поет?»-для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон- седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха.Дети с большим интересом относятся к таким приемам, как нахождение тоники и пропевание последнего звука (или звуков) мелодии. Например, музыкально-дидактическая игра «Ученый кузнечик».Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и.взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, играет звук фа, показывает на первый цветок и говорит: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.». Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») - тонику дети должны найти самостоятельно. Вначале это упражнение не всегда удается детям, особенно прыжки с первого на соседний, второй и обратно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогут им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, то педагог помогает. Используя образное сравнение, можно предложить детям игру «Птички на проводе», которая развивает активное слуховое внимание и музыкальную память. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку педагог выкладывает трех нарисованных птичек и рассказывает: «на улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку. (Поет звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, показывая направление мелодии, держа руку на одном уровне.) Сидели долго, первому воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Педагог перемещает воробья на третью линейку и пропевает звукоподражание «чив-чив» с показом рукой и направления мелодии вверх, дети должны повторить эту песенку.) Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, и он перелетел на провод пониже. (Пропевает «чив-чив» и показывает направление мелодии вниз, дети повторяют.) А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. (Закрепляет воробья снова на вторую линейку и пропевает, держа руку на одном уровне.)»Затем педагог просит детей запомнить пение каждого воробья, повторяет три мотива, играет один из них, предлагает ребенку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в игре. В работе можно практиковать «музыкальное» приветствие. Это уже будет элемент игры в оперу. Можно, конечно, ничего этого не делать, но тогда не возникает атмосфера необыкновенности, которая, должна быть на каждом занятии.При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми на уроке можно опираться на следующие: 1. Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:· слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;· сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; · введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся; · пение «по цепочке»;· моделирование высоты звука движениями руки;· отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;· настройка на тональность перед началом пения;· устные диктанты;· выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;· в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом. Ну, здравствуйте, ребята! (взрослый)Здравствуйте! (дети)Как ваше настроение? (взрослый)Очень хорошо! (дети)Пора нам заниматься!(взрослый)Да-да-да! (дети)Мы будем все стараться! (взрослый)Так же, как всегда! (дети) ПРИПЕВ: Будем танцевать И песни распевать.Прошу, ребята вас,(взрослый)За мною повторять! 2 куплет.Посмотрите, в гости к нам щенята пришлиОтвечайте, как они!Ну, здравствуйте, щенята!Гав- гав- гав!Как ваше настроение?Гав- гав- гав - гав - гав!Пора нам заниматься!Гав- гав- гав!Мы будем все стараться!Гав- гав- гав - гав - гав! 3 куплет.Посмотрите в гости к нам мышата пришли,Отвечайте, как они!Ну, здравствуйте, мышата!Пи-пи-пи!Как ваше настроение?Пи-пи-пи-пи-пи!Пора нам заниматься!Пи-пи-пи!Мы будем все стараться!Пи-пи-пи-пи-пи!ПРИПЕВ: Будем танцевать и песни распевать.Прошу, ребята, вас, за мною повторять! В гостях у возгласов(учимся управлять голосом) Произнести, пропеть возгласы: по ролям, всей группой;в разном темпе;с различной динамикой;с различными эмоциями. Катание со снеговиком(на любой гласный звук) Карточки для занятий Список литературы:1. Журнал «Музыкальный руководитель» №1,2006г, ст. «Учите петь хором».2. «Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет»; сост. Г.М. Орлова, С.И. Бекина. -М: «Просвещение»,1988г. 3. «Учите детей петь:Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет»;сост. Г.М. Орлова,С.И. Бекина-М: «Просвещение»,1987г.4. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», Н. Г. Кононова, Москва «Просвещение»,1982г.