Творчество А.И.Солженицына. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича.»


Тема противостояния человека и тоталитарной системы в русской литературе 20 века. Творчество А.И.Солженицына. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича.» Тема противостояния человека и тоталитарной системы в русской литературе 20 века.Творчество А.И.Солженицына.Анализ повести «Один день Ивана Денисовича.» Эпиграф: «Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени.» В.П.Астафьев.«Солженицын –пророк в своём Отечестве…» М.М.Голубков. Цели:1.Вспомнить произведения писателей «возвращённой» литературы;2.Показать взаимосвязь человека и тоталитарной системы для развития профессиональных навыков будущих юристов;3.Выявить возможные способы противостояния режиму в условиях сталинских репрессий;4.воспитывать лучшие человеческие качества, способные сформировать грамотного думающего специалиста;5.Уметь анализировать художественное произведение. Как вы понимаете слова писателя 19 века?«Люди позднейшего времени скажут мне, что всё это было и быльём поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю я и сам, что фабула этой были ,действительно, поросла быльём; но почему же, однако, она до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ль, что кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто такое, что далеко не поросло быльём, а продолжает доднесь тяготеть над жизнью?» М.Е.Салтыков-Щедрин. Словарная работа:Фабула- [<лат. fabula повествование, история] - сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий. -как вы ,как будущие юристы, понимаете значение слова «тоталитарный»? Сверимся со словарём . «Словарь современных иностранных слов».Запишите значение этого слова в тетрадь. тоталитарный [фр. totahtaire] - т. режим - политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-л. одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность возникновения политической оппозиции, полностью подчиняющей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения; то же, что фашистский режим (см. фашизм); т-ое государство - форма государства характеризующаяся полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав. Правители тоталитарного режима:1.Гитлер.2.Муссолини.3.Сталин.4.Пиночет.5.Пол Пот.6.Фидель Кастро.7.Хо Ше Мин. Наша Россия тоже не смогла обойтись без кровавых и страшных правителей. Давайте вспомним некоторые факты правления И.В.Сталина.Оформляем материал в форме кластера.Словарная работа:-Кластер- графическое оформление учебного материала. А что является отражением всего, что происходит в нашей жизни? Где мы можем найти отголоски страшного сталинского времени?Что такое «возвращённая литература?»Вспомним некоторые произведения и их авторов:Е.Гинзбург «Крутой маршрут»А.Ахматова «Реквием»В.Быков «Облава»О .Мандельштам. Лирика.В.Шаламов «Колымские рассказы.» Многие из литераторов того времени на собственном опыте знали, что такое статья 58.Вам, будущим юристам, думаю, будет интересно познакомиться с УК РСФСР, принятым 25.02.1927 года.Послушайте сухие строки УК, за которыми искалеченные судьбы миллионов наших сограждан. ГУЛАГ… ГУЛАГ… Что это?Пять букв, а для кого-то потерянные семьи, утраченный дом, вычеркнутые из жизни десятки лет.Это наша история, это нужно нам, современным людям, это то, что мы не имеем морального права забывать!Посмотрите, что такое ГУЛАГ, это связано с темой нашего сегодняшнего разговора. Жертвы ГУЛАГА. Где найти силы, выстоять, не сломаться?Сложный вопрос, каждый на него отвечал по-своему.Ответ на этот вопрос мы можем найти у А.И.Солженицына, он сам прошёл все круги ада, выстоял, остался ЧЕЛОВЕКОМ.Прочитайте отрывок из письма А.И. «Жить не по лжи.»К кому обращается прежде всего автор?Можно ли считать слова Солженицына его писательским кредо? Словарная работа:Кредо-[< лат. credo верю, верую] - 1) в католической церкви - исповедание, символ веры; 2) убеждения, взгляды, основы мировоззрения. Послушайте стихотворение «Вышла книга.»Вышла книга в свет.В свет.В эпоху.К современникам на суд.Пусть по голосу,По вздоху,Не в родню к чертополоху-В добрый список занесут. Можно ли и повесть «Один день Ивана Денисовича» считать книгой , в которой «…живёт душа поэта, обнажённая душа?»Давайте и мы прикоснёмся к этому откровению, к этой книге, прикоснёмся с трепетом, ведь за страницами этого произведения судьба не только самого А.И.Солженицына, но и судьбы миллионов людей, прошедших лагеря, переживших сталинские репрессии. «Просто был такой лагерный день…» История создания произведения:У всего есть своя история, судьба, есть она и у художественных произведений.Прослушайте сообщение о возникновении повести «Один день Ивана Денисовича» Анализ произведения « Один день Ивана Денисовича».Как вы думаете, какой главный вопрос ставит в повести автор?Скажите , о чём это произведение?Кто из героев «живёт не по лжи?»Давайте совместными усилиями составим схему-конспект , в которой отобразим героев произведения. Герои повести:1. «Живущие не по лжи» - Кильдигс, Цезарь, Шухов, Кузёмин, Алёшка, Буйновский,Клевшин,Тюрин, Гопчик.2. «дерьмо» - Дэр, Татарин,Фетюков, Волковой.По какому принципу автор делит своих героев? Найдите подтверждение вашему мнению в тексте. Работа по тексту:Как вы понимаете смысл названия произведения?Отразилось ли название на сюжете? Докажите это на примере текста. Образ главного героя:Восстановите по отдельным деталям прошлое Шухова.Чем он дорог писателю?Какие уроки жизни получает Иван Денисович в лагерной жизни?Что главное для Шухова, находящегося на зоне? Анализ ключевых эпизодов повести:Лагерь уничтожает в человеке внутренний мир. Как же человек существует в таких нечеловеческих условиях?( эпизод работы на ТЭЦ.)Как люди противостояли тоталитарному режиму?( сцена вечерней поверки, эпизод в столовой)Солженицын показал в своём произведении один счастливый день зека. Что, как вы думаете, имел в виду автор под словом «счастливый»? ( заключительный эпизод повести) Групповая работа:1 группа : чем вы объясните выбор Шухова на роль главного героя?2 группа: прокомментируйте сцены столкновения: Буйновский - Волковой, бригадир Тюрин- десятник Дэр?3 группа: раскройте нравственный подтекст ситуации: Шухов-Цезарь?4 группа: какую роль в повести играют биографии героев? Творческое заданиеПосле всего услышанного и сказанного , составьте, пожалуйста, синквейн: попытайтесь в пяти строчках выразить идейный смысл повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Итоги урокаТак кому же посвятил своё произведение А.И.Солженицын? Послушайте отрывок из речи Нобелевского лауреата и сравните свой ответ с оригиналом. Домашнее задание:Выскажите(письменно) свою точку зрения на слова А.Солженицына: « А едва развеяна будет ложь- отвратительно откроется нагота насилия- и насилие дряхлое падёт.» Зэка…Враги? Жертвы? Люди!!! Заключительное слово преподавателя:Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою.Кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,Кто по суду, без суда, совещаньем особым Был обречён на тюремную робу до гроба,Кто был судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями.Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память! (Т.Руслов)