Презентация для педагогов Гиперактивность как одно из нарушений эмоционально-волевой сферы


Гиперактивность как одно из нарушений эмоционально-волевой сферы Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №3» Псарева Н.М. Гиперактивный ребенок – он вихрь, ураган, пожар… «Отойдите! Я – машинаИ внутри меня пружина!И с утра всегда онаНа весь день заведена.Я несусь по коридору.Задевая тетю Лору,Я столкнулся с тетей Варей!Невозможно без аварий!!!» Э.Мошковская Гиперактивность – проявление невнимательности, двигательной расторможенности, импульсивности, несвойственной для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка Причины возникновения гиперактивности Генетические факторы;Особенности строения и функционирования головного мозга;Родовые травмы;Инфекционные заболевания;Психосоциальные факторы (психические травмы, неадекватный стиль воспитания в семье) Проявления СДВГ Основные:Дефицит внимания,Гиперактивность (двигательная расторможенность),Импульсивность Дополнительные:Заниженная самооценка,Неуравновешен-ность, Вспыльчивость Как выявить гиперактивного ребенка? Наблюдение за ребенком (критерии гиперактивности)Беседа с родителями и педагогамиПроведение дополнительных методик для уточнения данных (исследование моторной координации, межличностных отношений, самооценки) Работа с родителями Информирование:Беседы, лекции, семинары, диспуты;Сообщения на род. собраниях;Тренинги детско-родительских отношений Наглядная информация Работа с педагогами Просвещение,Консультации Совместно разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком Коррекционная работа с детьми Физическая реабилитация (развитие телесных ощущений, выработка координации движений)Обучение навыкам саморегуляции (посредством релаксации, медитативных сказок)Развитие коммуникативных навыков (инд.работа – развитие умения слушать, слышать, понимать инструкции взрослых; подгрупповая – ролевое проигрывание проблемных ситуаций, их обсуждение; групповые игры)Коррекция негативных эмоций (игры – «щит гнева», дартс с мячиком, подушка Бобо)Работа с дефицитными функциями (коррекция внимания, двигательной активности, импульсивности, самооценки) Игры для гиперактивных детей Развитие вниманияРелаксация Развитие волевой регуляцииКоммуникативные игрыПовышение самооценкиРекомендуется начинать с развитияодной функции постепенно переходя наразвитие нескольких функций «Лабиринт» «Найди лишнее» «Выкладывание узора»,«Нанизывание бусинок» и др. Игры на развитие внимания «Снежная баба»,«Силач»,«Весы», «Огонь и лед»,«Сосулька»,«Воздушный шар»,«Задуй свечу» и др. Релаксация «Говори по сигналу», «Замри», «Кричалки – шепталки – молчалки»,«Час тишины и час можно» Игры на развитие волевой регуляции «Клеевой ручеек»,«Слепец и поводырь»,«Вежливые слова»,«Подарок на всех»,«Игры-ситуации» Игры на развитие коммуникативных навыков «Я!»,«Что мне нравится в тебе!»,«Мой подарок для тебя!»,«Пожелания» Я – король!»,Рисование: «Я - победитель!» Игры на повышение самооценки Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.Быть драматичным, экспрессивным педагогом.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества! Главное – терпения! Литература Л.В.Пасечник «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте».Е.Лютова, Г.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»,И.Л.Арцишевская «Работа с гиперактивными детьми в детском саду»,А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»А.Е.Кузнецова «Игры для гиперактивных детей»