Презентация по литературе на тему Любовная лирика Н.А.Некрасова


Николай Алексеевич НекрасовЛюбовная лирика Сазонова Л.П., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Саранска РМ Любовная лирика Некрасова была несколько необычной для современников. Это лирика прозы жизни, прозы любви с размолвками и взаимными упреками. Бьется сердце беспокойное,Отуманились глаза.Дуновенье страсти знойноеНалетело, как гроза. Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова. 1.Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.2.Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.3. . В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.4. Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви». Я не люблю иронии твоей.Оставь ее отжившим и не жившим,А нам с тобой, так горячо любившим,Еще остаток чувства сохранившим,-Нам рано предаваться ей!Пока еще застенчиво и нежноСвидание продлить желаешь ты,Пока еще кипят во мне мятежноРевнивые тревоги и мечты -Не торопи развязки неизбежной!И без того она не далека:Кипим сильней, последней жаждой полны,Но в сердце тайный холод и тоска...Так осенью бурливее река,Но холодней бушующие волны... « Прости»Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,­Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз!Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь,­Благослови и не забудь! В центре любовной лирики – Панаевский цикл, посвященный Авдотье Яковлевне Панаевой, с которой 22-летний Николай познакомился в 1844 году. В столичную красавицу был влюблен молодой Ф.М. Достоевский. «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины»,- писал А.А.Фет. Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь. Н.А.Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем.Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н.Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей. Последняя любовь поэта Не менее ярким в лирическом плане стал сборник стихов «Последние песни», в котором Некрасов подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, Н.А.Некрасов посвящает несколько стихотворений своей последней любви Зине. (Фекле Анисимовне Викторовой)Они познакомились в 1870 году. Между ними большая разница в возрасте: ей -19 лет, ему – 49.Зина – это имя дал ей Некрасов – была простой крестьянкой, которую поэт стремился развить и воспитать. Он учил ее музыке и французскому языку, посвятил поэму «Дедушка» и подарил собрание своих стихотворений. Сын поэта А.Плещеева вспоминал, что она «была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой.Волосы у нее были светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства». Двести уж дней,Двести ночейМуки мои продолжаются.Ночью и днемВ сердце твоемСтоны мои отзываются.Двести уж дней,Двести ночей!Темные зимние дни,Ясные зимние ночи…Зина! Закрой утомленные очи!Зина! Усни! Выводы: 1.Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.У Некрасова «лирическая героиня» - это «второе лицо» стихотворения, она всегда существует рядом с героем - в его воспоминаниях, в его диалогах с ней - не просто как идеал, а как живой образ. Выводы: 2.Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви». Выводы: 3.Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.