Особенности сюжета и композиции поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», 9 класс


(1809 — 1852) Цели урока: знакомство со своеобразием сюжета и композиции поэмы «Мертвые души», с основными принципами структуры поэмы, с логичностью и анализом повествования; с точкой зрения разных литературоведов на сюжет и композицию «Мертвых душ», а также понять, какое это сложное и многогранное произведение. К середине 30-х годов совершается перелом в творчестве Гоголя, о котором он будет писать в «Авторской исповеди». Наметился перелом тогда, когда Гоголь заметил, что на него «обижаются и даже сердятся целые сословия и даже классы общества». Через год после начала работы над «Мертвыми душами» Гоголь пишет: «если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет!» (из письма к В.А. Жуковскому). Один из важнейших принципов, которым руководствуется Гоголь при развитии сюжета, это историзм. Историзм понимается двояко. Это и философская идея, которая занимала в этот период писателя, что все исторические события между собой тесно связаны, что существует общая идея исторического развития общества. Историзмом изложения можно объяснить и логически последовательное сюжетно-композиционное построение поэмы. Каждая глава тематически завершена: приезд Чичикова и знакомство с городом (1 гл), посещение помещиков, каждому помещику посвящена одна глава (с 2 по 6 главы), оформление купчих (7 гл.) и т.д. Последняя 11 глава - отъезд Чичикова из губернии. Каждая глава - это звено в общей цепи. Одно звено выпадет, разорвется вся цепь. Этот прием алогизма начинает использоваться автором с первой же главы. При описании трактира, который похож на сотни русских трактиров, вдруг возникает комическая, но не случайно брошенная Гоголем подробность: «нимфа с такими огромными грудями, каких читатель, верно, никогда и не видывал». Почему Чичиков в первую очередь приехал к Манилову? Это объясняется психологической достоверностью повествования. Манилов был помещик, у которого Чичиков легко мог купить крестьян. Как хороший психолог, главный герой это сразу понимает. Гоголь, логически выстраивая композицию поэмы, остается верен вышеназванному принципу историзма. При том композиция поэмы не развивается последовательно, согласно плану Чичикова. Вместо имения Собакевича он попадает к Коробочке, так как сбивается с дороги, потом к Ноздреву из-за случайной встречи в трактире. Эти сбои в намеченном плане героя оказываются роковыми для его аферы. 1. Какой элемент композиции обозначает наивысше напряжение действия? а) завязка б) экспозиция в) развязка г) кульминация 2. В каком порядке посещает Чичиков помещиков? а) Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Плюшкин б) Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов, Плюшкин в) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин г) Плюшкин, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, Манилов 3. Каких помещиков не планировал посетить Чичиков? а) Ноздрева и Коробочку б) Плюшкина и Ноздрева в) Собакевича и Манилова г) Манилова и Коробочку 4. Что противопоставлено в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»? а) черное и белое б) нравственное и безнравственное в) реальное и гротескное г) живое и мертвое д) комическое и трагическое 5. Как называется прием противопоставления, использованный в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»? Контраст