Семейно-обрядовая поэзия (на материале русского и казахского фольклора)


Семейно-обрядовая поэзия Семейно-обрядовая поэзия — вид устно-поэтического народного творчества, сопровождающий обряды, приуроченные к основным моментам жизни человека (рождение, вступление в брак, смерть). Семейно-обрядовая поэзия выполняла магическую функцию умилостивления мифических покровителей. Произвольно семейно-обрядовая поэзия делятся на родильные песни и прозаичные благопожелания, свадебные песни и причитания, похоронные и поминальные плачи. Вступление в брак рассматривалось крестьянами прежде всего как хозяйственный акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода.  Свадебные причитания – невеста должна был оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье.  Особым жанром свадебных песен, отличающимся своей функцией и художественной спецификой, являются величания. Величания преследовали цель наделить величаемых всеми качествами, какими должен был, по мнению крестьянина, обладать счастливый человек. Несомненна древняя магическая основа величаний, в которых желаемое выдаётся за действительное и изображается красочно и идеализированно.  Величальная – жениху и невесте:Как по блюду, блюду, блюдечку,По серебряному блюдечку,По серебряной тарелочкеТут катилися два яблочка,Уж как первое-то яблочко –Ивану Алексеевичу,А второе-то яблочко – Марии Ивановне! Кроме величальных песен, создающих положительные образы, на свадьбе звучали шуточные, пародийные величания – корильные песни. По смыслу и образности они пародировали настоящие величания, создавали непривлекательный, сниженный, но тоже типический портрет – хозяев, свах, дружки и т.д. Корильная песня – свату:У нашего сватаНекрытая хата!Навяжем соломы,Накроем хоромы! Главный жанр обряда похорон – причитание. По обычаю в день похорон ритуальный обед – поминки (тризна). Тризна не должна была восприниматься с плачем. Наоборот, надо было больше есть (воздавать честь). Третий день – похороны, поминки; девятый день – душа окончательно покидает землю; сороковой день – полное восхождение души по 40 ступеням к райским вратам. Обязательно надо посетить могилу на годовщину и в родительский день.  Причитания могут быть свадебные, рекрутские, похоронные. Причеты не имели определенной формы и фабулы. Рекрутский обряд – более позднего происхождения, чем свадебный и похоронный обряды. Он сложился в начале18 века, после введения Петром 1 всеобщей рекрутской повинности (1699). Проводы на «службу государеву» на 25 лет для крестьянской семьи были равносильны смерти рекрута; влекли за собой разорение и упадок хозяйства. В самой армии часты были случаи жестокой расправы над солдатами, поэтому родные рекрута причитали над ним, как над умершим. Этот обряд почти не содержал в себе магических и символических моментов (иногда рекрута заговаривали от болезней, и, особенно, от пуль). Родильные обряды стремились оградить новорожденного от враждебных мистических сил, а также предполагали благополучие младенца в жизни. Совершалось ритуальное омовение новорожденного, здоровье младенца заговаривалось различными приговорами. Много у казахов было песен, стихов, частушек, связанных с религиозными верованиями и обрядами. До нашего времени дошли от средневековья обрядовые песни, исполнявшиеся при рождении ребенка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече Нового года. Свадебные песни "той бастар" (начинание свадьбы), "жар-жар" (друг-супруг - диалог девушки с джигитом), "сынсу", "кыз-танысу" (прощальные плачи), "бет-ашар" (раскрытие лица — наставительная песня, обращенная к молодой при въезде ее в дом мужа) и другие пелись при выдаче девушки замуж как в доме родителей, так и в доме жениха. Каждое значительное событие в жизни человека, семьи, рода сопровождалось у казахов обрядом и песнью. Абай Кунанбаев справедливо определил значение песни в жизни казахов:Двери мира тебе открывает — песня.Двери смерти тебе открывает — песня.Внимай ей, казах, постигай ее мудрость.Всей жизни твоей сопутствует песня. "Жар-жар" — песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская, возглавляемая женихом, женская — невестой. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием, что она выходит замуж против своей воли, давали повод к возникновению искренних и волнующих песен-плачей ("сынсу", "кыз-танысу"), в которых она прощалась с родными и аулом, выражала свою печаль.Будто в грудь ты мне выстрелил, милый отец,За табун меня продал ты, милый отец,В юрте просторной, милый отец,Местечка мне нет уже, милый отец!Чем же прогневала я тебя, милый отец? С обрядами, сопровождавшими смерть, погребение и другие трагические события, связывались песни "коштасу" (песни прощания), "естирту" (известие о смерти), "жоктау" (плач по умершему). Этот жанр обычно назывался "песнями скорби и печали". В таких песнях умирающий прощается с детьми, с родными, друзьями, а также с любимым конем и охотничьей птицей. Распространенная тема "коштасу" — это тема прощания с родными землями.  В прощальной песне в поэме "Козы Корпеш и Баян Сулу"говорится:Прощай, Балталы, Баганалы — родимый край,Прощай озера, где много лягушек и тины.Резвилась я на твоих шелковистых лугах,Прощай восемь оврагов, склоны гор и отроги их. "Жоктау" - это песни, связанные со смертью близких. "Естирту" осторожно подходила к трагическому известию с помощью аллегории примеров, иносказания, повествовавших о скоротечности всякого земного существования.