Урок литературы на тему: Календарно-обрядовая поэзия русского народа, 6 класс


Урок литературы в 6 классе Тип урока: УРОК В КАРТИНКАХ Выполнила: Палажова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карпунихинская СОШ» Уренского Муниципального района Нижегородской области Язык, великолепный наш язык.Речное и степное в нём раздолье,В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев и звон, и ладан богомолья.В нем воркование голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше. Березовая роща. Свет сквозной.Небесный дождь, просыпанный по крыше К.Бальмонт Образо-ватель-ные Познакомиться с календарно-обрядовой поэзией русского народаИсследовать, как в старинной русской обрядовой поэзии отражаются религиозные представления и бытовые традиции народаВыявить влияние народной обрядовой поэзии на творчество русских поэтов, писателей, композиторов, художников Практи-ческие Научиться видеть сходство и различие календарно-обрядовых песен по характеру исполнения, ритму, мелодии Применять полученные знания при изучении творчества русских писателей Уметь употреблять календарно-обрядовые песни в соответствии с ситуацией общения Уметь находить информацию в словарях и другой справочной литературе Обще- предмет-ные Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, обобщение, умение классифицировать, систематизировать материал; совершенствовать рефлексивные умения учащихся Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы и умение воспроизводить полученные знания Развивать образное и творческое мышление учащихся Воспита-тельные Прививать любовь к культуре русского народа, к родному языку и литературе Воспитывать стремление самореализоваться, создавая собственные суждения и оценки История русского календаряОбрядовая поэзия и её видыКалендарно – обрядовые песниЗимняя календарно-обрядовая поэзияВесенние и летние календарно-обрядовые песниКалендарно-обрядовые песни осеннего циклаНародная поэзия – источник вдохновения для русских поэтов, писателей, художников и композиторовВыводыИнформационные ресурсы Н.К.Пимоненко. Сенокос В. Рябчиков. Коляда гражданский церковный Начало года – с 1 сентября Новый год – с 1 марта, а с XVв., как и гражданский,– с 1 сентября 1700 год. Указ Петра I : «лета счислять» с 1 января Календарь – «kalendar» (лат.) – первый день месяца НАРОДНЫЙ (аграрный) Три календаря, существовавшие на Руси Обряд – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие- нибудь религиозные представления или бытовые традиции. Во время разных обрядов исполнялись песни, плачи, приговоры, загадки, присловия, что и составило обрядовую поэзию Любое событие своей жизни ( первую пахоту, сбор урожая,посиделки, встречу весны, свадьбу, крестины и т. д.) народ сопровождал обрядами В.Е.Маковский. На бульваре К. Е. Маковский. Чарка мёда К. Е. Маковский. Под венец семейная календарная Поэтические произведения, сопровождающие исполнение земледельческих, пастушьих, охотничьих обрядов, приуроченных к различным временам года Включает три цикла: свадебный - родильно-крестильный - похоронный Календарно-обрядовые песни – древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года. В этих песнях отражены надежды и чаяния народа на урожай, на хорошую жизнь, на добро Б.М.Кустодиев. Деревенская масленица. Гармонист Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песенок- колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства, за что хозяева одаривали колядующих подарками Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря, и продолжалось по 6 января К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии Названия колядокВ центральных областях-– «овсень», на юге страны - «колядки»,на севере – «виноградье» Композиция колядок 1. Поздравления с праздником2. Пожелания добра и здоровья хозяевам3. Требование подарков М Гермашев. Со звездой Коляда ходя-бродя,Коляда двора ища, Коляда, а на том дворе,Коляда, столб урытый.Коляда, а на том столбе,Коляда, кольцо вбито.Коляда, а за то кольцо,Коляда, конь привязан.Коляда, а на том коне,Коляда. сидит Ванечка,Коляда, и улыбается,Коляда, на нём рубашка горит,Коляда, разгорается Приходила коляда накануне Рождества,Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!Овсень, овсень, ходи по всем!Открывай двери, подымай с постели,Открывай окно, запускай Рождество!Открывайте сундуки, доставайте пятаки.Кто не даст пятака. Мы корову за рога!Кто не даст пышку, тому в лоб шишку! 1. Какая из колядок могла быть записана на юге страны, а какая в центральных областях России?2. Какая из колядок вам понравилась больше? Почему?3. Какая из прослушанных вами песен соответствует традиционной композиции поздравления и требования подарков? 4. Кто из вас слышал другие колядки или сам пел их? Где это было и о чём пелось в тех колядках? Календарно-обрядовая поэзия оказала благотворное влияние на творчество многих русских поэтов и писателей: А.Пушкина, В.Жуковского, Н. Гоголя, Н.Некрасова, С.Есенина, А.Твардовского; композиторов: М. Глинку, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, Г.Свиридова; художников: А. Венецианова, К.Е. и В.Е. Маковских, Б.Кустодиева, В.Сурикова, В.Серова и многих других Б. Кустодиев В. Суриков М. Глинка Н.Римский-Корсаков П. Чайковский Н. Некрасов А. Пушкин В. Жуковский К. Маковский Интерес к народу, его поэзии, обычаям подтолкнул Н.В. Гоголя к созданию сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». В повести «Ночь перед Рождеством» он изображает обряд колядования в украинском селе Н.В.Гоголь. Портрет Ф. Моллера. 1840 г. К. Маковский. Святочные гадания - две недели от Рождества до Крещения - святые дни. Ряженые ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. Святки прочно связаны со всевозможными гаданиями. Тематика гаданий была широкой: от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота, но основная часть гаданий была посвящена вопросам замужества Ю. Сергеев. Ночное гадание Гадание сопровождали святочные подблюдные песни. Подблюдными они назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо Подблюдные песни, сопровождающие гадания, часто использовали в своём творчестве русские поэты и писатели В. Жуковский. Баллада «Светлана» …Кузнец,Скуй мне злат и нов венец,Скуй кольцо златое.Мне венчаться тем венцом,Обручаться тем кольцомПри святом налое Фольклорный вариант:Идёт кузнец из кузницы, слава!Несёт кузнец три молота, слава!Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава!Из образочков мне золот перстень, слава!Из остаточков мне булавочку, слава!Тем мне венцом венчатися, слава!Тем кольцом обручатися, слава! А.Н.Новоскольцев. Светлана А.С.Пушкин «Евгений Онегин»И вынулось колечко ейПод песенку старинных дней;Там мужички-то всё богаты,Гребут лопатой серебро.Кому поём, тому доброИ слава! Народный вариант:За рекой мужики живут богатые, слава!Гребут золото лопатою, слава!Кому песню поём, тому добро, слава!Тому сбудется, не минуется, слава! К. Васильев. Гадание Масленица – это многодневный праздник хозяйственного изобилия и проводов зимы. Им отмечался переход к весне и весенним земледельческим работам. Праздник состоял из обрядовых действ, которые должны помочь солнцу продвинуться по кругу и ускорить конец зимы В.Сыров. Масленица П.Н. Грузинский. Масленица И молодёжь, и молодые женатые пары в лучших нарядах катались вокруг села в разукрашенных лентами санях В праздничную неделю старались как можно больше съесть и выпить. Главная роль на праздничном столе отводилась блинам, изображающим солнечный диск Как на масленой неделеИз печи блины летели!С пылу, с жару, из печи,Все румяны, горячи!Масленица, угощай!Всем блиночков подавай!С пылу, с жару – разбирайте!Похвалить не забывайте! Пословицы о Масленице:Без блинов – не МасленкаБлины – солнцу родственники!Масленица - объедуха, деньгам приберуха К. Маковский. Народное гулянье во время масленицы В.И. Суриков. Взятие снежного городка Устраивались весёлые состязания, снежные битвы. Молодёжь делилась на партии и брала «снежный городок», т.е. выстроенную из снеговых комьев крепость. Эта борьба, кончавшаяся всегда падением «городка», означала битву весны с зимою и победу весны Семён Кожин. Масленица. Проводы. Россия 17 век Масленичное гуляние продолжалось семь дней. Затем наступало «прощёное» воскресенье и день проводов Масленицы. Большое чучело Масленицы наряжали в сарафан и платок и с песнями носили по деревне, а затем обычно сжигали или закапывали Отношение к Масленице было различным. В песнях о встрече она величалась гостьей, красивой, белой, румяной, нарядной.В песнях о проводах Масленицы она «кривошеея”, “голошеея”, “кургузая” баба, грязнуля, обжора (“блиноеда”, “полизуха”), забияка (“колотуха”), воровка (“обируха”), врунья (“обмануха”) Ой, масленая недалечка, Ой, недалечка, люли, недалечка.Ой, масленая, любота моя,Ой, масленая, это я идуСыр-масла несу, блинов напеку, Блинов напеку, гостей позову!Ой, масленая, подкургузка,Проводим тебя – станет грустно.Ой, масленая. Обманяка,Отдадим тебя за монаха.Ой, масленая, протянися. За пень-колоду зацепися В.И.Суриков. Сибирская красавица 1.В какой песне речь идёт о завершении масленичных праздников, о проводах Масленицы? Каково отношение поющих к Масленице?2. В какой песне речь идёт о встрече и о проводах Масленицы? Какими словами её встречают? С каким настроением провожают? Почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»?3.Приходилось ли вам участвовать в праздниках проводов зимы? Расскажите о своих впечатлениях. Какие песни пелись на этих праздниках? Масленая погорела, всему миру надоела,Обманула, провела, до поста довела.Шла сторонкою к нам по улочкам-закоулочкам,Несла блинов чугуны, надорвала животы.А нам редьки хвост дала на великий пост.Маслена, прощай, на тот год приезжай ФЕВРАЛЬ - «Масленица»МАРТ - «Песня жаворонка»ИЮЛЬ - «Песня косаря»АВГУСТ - «Жатва»НОЯБРЬ - «На тройке»ДЕКАБРЬ - «Святки»СЕНТЯБРЬ - «Охота» Б.М. Кустодиев. Масленица Масленица занимает особое место в творчестве русского художника Б.М. Кустодиева Б.М. Кустодиев. Зима. Масленичное гуляние Б.М. Кустодиев. Масленица Б.М. Кустодиев. Масленица Б.М. Кустодиев. Масленица Весенние песни веснянки призывали приход весны и имели форму заклички. Веснянки пелись в марте, это были хоровые переклички девушек — своеобразные песни-заговоры, “замыкающие” зиму, ускоряющие приход весны Ой, жаворонки, жаворонушки,Прилетите к нам, принесите намЛето тёплое,Унесите от нас зиму холоднуюИ с сохой, и с бороной,И с кобылой вороной М. Клодт. На пашне Троица – один из самых больших праздников в годовом народном календаре.Троицкие песни связаны с прославлением ожившей после зимы природы. Символом её расцвета была молодая берёзка. В этот день избы и дворы украшали ветками берёзы, ходили с веточками по деревне, девушки плели из них венки, гадали на них, водили хороводы И. Левитан. Тихая обитель И. Левитан. Берёзовая роща П. Суходольский. В деревне А.Г. Корзухин. Девичник К.А.Трутовский. Хоровод в курской губернии К.Маковский. Народное гуляние Троицино утро, утренний канон.В роще по берёзкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна.На резных окошках ленты и кусты.Я пойду к обедне плакать на цветы.Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою.Троицино утро, утренний канон.В роще по берёзкам белый перезвон. С.Есенин Кукушечка, любушечка, Принимайте меня во зелёный сад одное.Кумитеся, любитеся,Принимайте меня во зелёный сад одное.Вы пойдите во зелёный сад,Принимайте меня во зелёный сад одное Чем по характеру исполнения, ритму, мелодии закличка отличается от Троицкой песни? Как вы думаете, почему? Коринфский А.А. Троица - Зеленые Святки День Ивана Купалы – ночь на 25 июля (7 июля) - кульминация земельного годичного круга. Праздник Ивана Купалы совмещает в себе языческое поклонение Яриле, славянскому богу Солнца, и христианский праздник в честь дня Рождества святого Иоанна Предтечи И.И.Соколов. Ночь накануне Ивана Купалы Завивание венка – магическое средство, чтобы вызвать урожай: Пойдём, девочки,Во луга - лужочкиЗавивать веночки.Мы завьём веночкиНа годы добрые,На жито густое,На ячмень колосистый, На овёс росистый,На гречиху чёрную, На капусту белую К. Коровин. Северная идиллия 29 июня / 12 июля - день первоверховных апостолов Петра и Павла. С Петрова дня начиналась страда. В народе говорили: «С Петрова дня – красное лето, зелёный покос», «Доставай косы и серпы к Петрову дню», «Пётр – с колоском, Илья – с колобком». Ильин день приходился на 20 июля / 2 августа Покосные песни исполнялись во время коллективного труда или после негоДа побувай, да побувай,А мой милый на покосе.Он и сено-траву кося,Он косушку отбивая,Про меня он вспоминая.Своей милой называя Л. Плахов. Отдых на сенокосе Т.В.Сусь. Сенокос Г. Мясоедов. Страдная пора Создай-кося, Бог,Полный двор животов:Избушку ребят, хлевушку телят. Уроди тебе, Господи, Рожь густую, умолотистую.С зерна – пирог, с полузерна – блинок А.Саврасов. Рожь А.Д. Кившенко. Жниво А.Пластов. Жатва И.Шишкин. Рожь Осенние календарно-обрядовые песни связаны со сбором урожая.Они пелись в период уборки хлеба, поэтому и назывались обычно «дожиночными», а самый обряд, который они сопровождали, - «дожинками». А.Г. Венецианов. На жатве А.Г. Венецианов. Жнецы Жали мы, жали, жали-пожинали, -Жнеи молодые, серпы золотые,Нива долговая, постать широкая;По месяцу жали, серпы поломали,В краю не бывали, людей не видали А.Саврасов. К концу лета на Волге Жатва заканчивалась обрядом «завивания бороды», т. е. завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Это действие сопровождалось обрядовой песней: Уж мы вьём, вьём бороду У Василья-то на поле, Завиваем бороду На ниве великой, Да на полосе широкой. Мы вьём, вьём бороду Да у Анны на поли, Завиваем бороду Да на ниве великой, Да на полосе широкой Последний сноп украшали лентами и цветами и торжественно с песней несли в деревню. А.Г.Венецианов. Гумно Петрушечка, господырёк!Отгреби-тко свой роёк,Отсыти ты нам сыты,Жней за стол усади,Жней за стол усади,Пива, мёду поднеси.Ты напой меня, жнею,Я те песенку спою. Б.М.Кустодиев. Праздник в деревне Чем покосные и дожиночные песни отличаются от прослушанных вами ранее праздничных песен?Чем русская обрядовая поэзия привлекала поэтов, писателей, композиторов, художников? Ценность календарно-обрядового фольклора очень велика, потому что в нём – отголоски старинного быта наших предков, отголоски русской истории и культуры. Кроме того, календарно-обрядовые песни полны подлинной поэзии, они музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.Художественная фантазия нашего народа оказала огромное влияние на творчество многих русских поэтов и писателей, музыкантов и художников Коровина В. Я. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012 г. – 1ч., 6 – 10 с. Колобанов В. А. Календарно-обрядовая поэзия русского народа. – Владимир : Владимирская школа,1994 г.Рыженков Г. А. Народный месяцеслов : Пословицы, поговорки, приметы, присловия о временах года и о погоде. – М. : Современник, 1992 г. Коринфский А.А. Народная Русь.- М, 1995Русская народная словесность // Книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов / Авт.-сост. Н.Н. Костанян. М.,1994Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» [Электрон. ресурс]-- СД-ROM - М.: Просвещение, 2009Жизнь наших предков в картинах малоизвестных художников 19 века. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www / liveiternet. ru / users / karol- li /post 1281 (16 cентября 2010)