Презентация к выступлению на круглом столе Методы и приёмы работы преподавателя по развитию общекультурной и читательской компетенций


Методы и приёмы работы преподавателя ГОБУ СПО ВО «ВЮТ» Высоцкой Л.А. по развитию обшекультурной и читательской компетенций (избранное). Современная концепция обучения русскому языку и литературе предусматривает обновление содержания и методов преподавания этих дисциплин. Это можно представить как приобщение студентов, членов социума, к нравственным, культурным ценностям своего народа в процессе изучения родного языка и литературы. В настоящее время профессиональное образование ориентировано на подготовку специалиста, способного успешно реализовываться в будущей практической деятельности. К нему предъявляются новые требования. Общекультурная компетенция становится такой же ценностью для человека, как профессиональная подготовка, хорошая работа. Формировать читательскую компетентность студентов необходимо для успешной социализации в информационное общество. Какие методы обучения русскому языку и литературе позволяют сделать его интересным, добиться положительных результатов в учебном процессе? Из опыта работы среди новых методов обучения необходимо отметить следующие: 1. Проблемно-поисковые: проблемный урок («Заимствования в русском языке»), диспут («Русский язык и мы»), лабораторная работа («Практическое использование словарей в процессе анализа и редактирования текста»), учебно-исследовательская работа («Наблюдение за устной речью окружающих», «Классификация нарушений языковых, коммуникативных и этических норм», маркетинговое и социологическое исследования, урок-размышление (по Достоевскому) проектная деятельность («В мире современного русского языка», конкурс-проект «Говори мне о России» с материалом по краеведению, долгосрочный многоуровневый конкурс-проект «Поэзия Серебряного века»). 2. Информационно-развивающие: демонстрация учебных мультимедийных материалов (интерактивное учебное пособие по русскому языку и культуре речи, подготовленное специалистами Московского государственного лингвистического университета), использование тренажёров, видеороликов и учебных фильмов по литературе, внедрение различных форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов(олимпиады в рамках недели русского языка и литературы). 3. Творчески-развивающие: урок-конкурс (на лучшее убеждающее выступление), урок-конференция («Русские ученые-лингвисты», «Н.А.Некрасов—поэт и гражданин»), круглый стол («Проблема молодежного жаргона и сквернословия в современном русском языке»), урок-интервью, деловая игра («Деловая беседа»), КВН по литературе, русскому языку «И нет у нас иного достоянья», викторина (по творчеству Л.Н.Толстого), урок – кроссворд, «Орфографический футбол», защита творческих работ. Внеаудиторные мероприятия, например: поэтический кружок с выпуском сборника «Как сердцу высказать себя», вечера в литературной гостиной (Пушкин, Исаковский, Жигулин и др.), также с выпуском сборника. 4. Практические методы: контрольное тестирование (помимо уже существующих: контрольных работ, диктантов с различными заданиями, тренировочных упражнений, семинарских занятий, зачетов), тест «Узнай героя»,разнообразные виды диктантов, в том числе литературные, и др. Инновационное обучение помогает добиваться формирования у студентов обшекультурной, читательской и других компетенций и реализовывать исследовательский подход к изучению гуманитарных дисциплин. Кроме того, к новациям относят метод малых групп, метод конкретных ситуаций, метод опорных конспектов и т.д.. Обучающимся нравятся новые формы проведения занятий. Благодаря им повышается интерес к содержанию дисциплины, что ставит обучающегося в позицию активного соучастника образовательного процесса. Место таких нестандартных уроков в общей системе определяется в зависимости от конкретного материала и уровня базовых знаний студентов, что позволяет видеть перспективы повышения интенсивности и качества учебного процесса, перспективы интеграции науки и образования. Конференция       Такая форма внеурочной работы, как конференция, известна достаточно давно. Конференции могут быть научно-исследовательскими, читательскими, урочными, внеурочными. Современное образование в большей степени использует научно-исследовательские или научно-практические конференции. Такие конференции проходят там, где организовано, действует научное общество . В ходе конференции студенты имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся публично доказывать жизнеспособность своих научных теорий и гипотез.      Научно-исследовательские конференции помогают развивать у студентов коммуникативные умения: логически выстраивать свое выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой ведения научного спора. Научно-практическая конференция: «Год российской культуры: Воронежский край»2014       Методика подготовки к конференции:         • Определение темы конференции, представление номинаций.         • Согласование сроков проведения конференции с будущими  участниками (студентами, педагогами, работниками библиотеки).         • Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.         • Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или   творчеством писателя.         • Просмотр спектаклей, , фильмов, посещение выставок , музеев, имеющих отношение к теме  конференции.         • Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.         • Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами, источниками, интернет-ресурсами,   библиографией.         • Распределение студентов по группам для подготовки к конференции с учетом    их    интересов и желания.         • Промежуточное обсуждение с группами и каждым выступающим результатов подготовки к конференции (памятки). • Предварительная работа с оппонентами (памятки).         • Обсуждение результатов конференции. Награждение, фоторепортаж, заметка в газету «Зеркало», размещение отчёта о конференции на сайте ВЮТа. {9D7B26C5-4107-4FEC-AEDC-1716B250A1EF}I.Контакт с аудиториейДокладчик обращается ко всем?Смотрит на слушателей?В какой мере зависит от написанного текста?II.Манера держатьсяДокладчик держится прямо?Cвободно? Уверенно?III. Звучание голосаДикция? Темп речи? (успевали воспринимать, записывать)?Говорит не слишком громко (тихо)?Окраска голоса (приятная, не всегда и т.д.)?IV. Мимика, жестыЕстественны? Целесообразны (уместны)?Лицо живое? Было ли что-то особенное в мимике и жестах докладчика? Памятка для анализа исполнения доклада Проанализируйте свой доклад; вспомните:был ли у вас визуальный контакт с аудиторией (видели ли вы слушателей, их реакцию-в какой мере);задавали ли вам вопросы по теме доклада (о предмете речи);фиксировали ли слушатели что-то из услышанного;отвлекались ли слушатели (насколько внимательно они слушали).   Оцените доклад вашего товарища: раскрыта ли тема, не было ли лишнего;что вы записали для себя из услышанного;легко ли было уяснить главное (что помогало, что мешало);как бы вы оценили визуальный и словесный контакт докладчика.   Оцените себя как слушателя; вспомните:насколько вы были настроены на восприятие информации;что помогало и что мешало вашему восприятию. Номинации:Культура Воронежа: хроника событий («Устный журнал»)Воронежская мысль (научно-исследовательская работа)Знаменитые биографии в истории Воронежского края (научно-исследовательская работа)Литература Воронежского края в его памятниках (мультимедийная презентация)Культура Воронежского края в его музеях (научно-исследовательская работа с видеорядом)Служение книге (научно-исследовательская работа о библиотеках города Воронежа)Есть город в России (стихи о Воронеже собственного сочинения, эссе, презентация, видеоролик, фотоальбом)  Программа:вступительное слово ведущего преподавателя;представление жюри, гостей;DVD-презентация «Воронежский край»;литературно-музыкальное приветствие участникам конференции;напутственное слово Председателя научного сообщества ВЮТа; выступления участников конференции.Регламент:5-7 минут докладчику; вопросы оппонентов (1-2)Перерыв 15 минут в ходе конференции.Заключительное слово преподавателя.Видеоролик на песню С.Гребенникова «Гимн Воронежа».Награждение победителей и участников конференции. Владимир Путин объявил 2014 год в России годом культуры Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в России объявлен годом культуры. С текстом указа можно ознакомиться на официальном сайте правовой информации.«В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры», - говорится в указе.Президент поручает правительству РФ должно образовать организационный комитет по проведению года культуры, а также обеспечить разработку плана основных мероприятий.Пункт третий указа гласит: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить необходимые мероприятия в рамках проводимого в РФ Года культуры». Цель: конкурсный смотр самого яркого и интересного по литературному краеведению во всех видах научно – исследовательской, практической и творческой деятельности;выявление одарённых студентов, поддержка исследовательского творчества;укрепление научного и педагогического сотрудничества студентов и преподавателей;развитие творческого мышления, умений и навыковсамостоятельной работы. Задачи: 1.Объединить усилия педагогов и студентов в развитии исследовательской и творческой деятельности.2.Осуществлять интеграцию усилий во взаимодействии: техникум – наука - социум.3.Способствовать формированию проектно-исследовательской культуры студентов, повышению педагогического мастерства преподавателя, развитию исследовательских навыков и навыков проектирования у обучающихся. 4. Развивать у студентов навыки публичного выступления, а также формировать умения применять различные способы презентации результатов своего исследования. «Ведь понять литературы, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной им почве и могут быть понятны только в связи со всей страной»  Д.С.Лихачёв Современный герб Воронежской областиФлаг Воронежской области Преподавание русского языка и литературы в новых социокультурных условиях – процесс сложный, требующий от преподавателя выполнения главной учебной задачи – обучения грамотному письму и владения речью как важнейшим инструментом профессиональной деятельности, приобщения студентов к мировым культурным ценностям, воспитания нравственного человека, патриота своей Родины. Источники.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 2007. - С. 271.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1996.Гализина Е. Г. Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 1998. - 166 с..Граник Г.Г. Дорога к книге. - М., 1996..Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование, 2007. - №7. - С. 145-146.Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009..Карпова Н.Л. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации. - [Электронный ресурс]// URL: http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html.Полькина С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования. - [Электронный ресурс]// URL: www.rudocs.exdat.com/docs/index-86895.html.Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие. - М., 2012..Русова Н.Ю. Грамотность и компетентность как параметры качества образования//Текст. Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. - Н.Н., 2009 - С. 302-303.