Тема: «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ на уроках трудового обучения»


Ананьева Татьяна Ивановнаучитель трудового обученияГКСКОУ «ВОЛГ СКОШИ – VIII вида № 1»Стаж работы: 41 годПедагогический стаж: 24 года Тема: «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ на уроках трудового обучения» Актуальность.Педагогическая целесообразность темы обусловлена:затруднениями при усвоении учебного материала уроков ПТО воспитанниками интерната; отсутствием соответствующих учебников по предмету;абилитационным потенциалом для эффективной интеграции в постшкольное пространство. Цель – разработать задания, направленные на развитие познавательных процессов на уроках профессионального трудового обучения в 9 классах.Предмет исследования – развитие познавательных процессов детей с ОВЗ на уроках ПТО с помощью специально разработанных заданий. Задачи1. Разработать задания, развивающие познавательные процессы обучающихся 9 класса;2. Провести мониторинг изменений параметров уровня обученности в результате использования специально разработанных заданий. {00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}МодулиЭтапы урокаМетодыАктуализация знаний и представленийОпределение целей и задач, которые нужно достигнуть.Сообщение темы урока, познавательных сведений.Презентация по пройденной теме.Словесные, наглядные и практическиеФормирование новых (позитивных) общественно и личностно значимых представленийОзнакомление с техникой безопасности.Ориентировка в задании.Выполнение технологических операций по плану.Формирование организационных умений и навыков. Демонстрация образца.Презентация урока по теме.Репродуктивные и проблемно – поисковые,словесные, наглядные и практические Отработка личной стратегии действийТекущий инструктаж (учитель контролирует работу учащихся)Личный показ и выполняетзадания совместно с учащимися.Спрашивает, создает учитель поисковую ситуациюОбучает выполнению заданий через демонстрацию приёмов практических действий.Тренинг и упражнения.Предлагает опорные слова, рисунок или схему.Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, методы стимулирования и мотивации ,методы контроля и самоконтроля {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тема урокаЭтапы урокаЗадания, развивающие ВПФОбойные работы. Оклеивание сложных поверхностей обоямиОрганизационный    Изучение нового материалаПсихологическая настроенность к занятию. Поддержание мотива. Задание: прочти инструкцию и организуй рабочее место согласно требованиям.Что нам нужно на рабочем месте?1.Выбрать обои и клей.2.Инструменты (шпатель, кисть, ножницы)Задание: Прочтите текст и определите и какую следующую работу мы будем выполнять сегодня: выключатели и розетки перед наклеиванием обоев желательно снять.Кирпичная кладка стен по однорядной системе Закрепление нового материалаНужно ли устраивать при кладке штрабу? Докажите, почему так перевязке швов толщиной в 1,5 кирпичасчитаете.Примеры использования заданий, развивающих познавательные процессы, на разных этапах урока ПТО: Задания, развивающие мышление детей с ОВЗЗадания, способствующие:развитию мыслительных операцийанализ-синтезсравнениеобобщениеабстрагированиеквантификация (учащиеся усваивают значение кванторов «все», «некоторые», «любой» и т .д.)сериация (усиление-уменьшение признака) установлению зависимостейпричинно-следственныхцелевыхусловных доказательству высказанной мыслиопределению истинности суждений Примеры заданий:а) анализ- синтез :Прочти текст: Процесс каменной кладки состоит из установки порядовки и причалки, подачи и раскладки раствора и кирпича, укладки кирпича в версты, заготовка маломерных кирпичей, расшивка швов и контроль качества кладки.Напиши план работы при выполнении кирпичной кладки.б) сравнение:В зависимости от назначения зданий и сооружений и требований к их отделке существует три вида окраски: простая, улучшенная, высококачественнаяИзучите таблицу №1. Сравните технологические операции при всех трех видах окраски водными составами. Сделайте вывод.в)обобщение:1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДАНИЙПо назначению: гражданские и промышленные (назови какие это здания )По этажности:……..По материалу основных конструкций: дерево, кирпич, металл, пластмасса, бетон.По способу возведения: сборные, монолитные, сборномонолитные. УСТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ:а) причинно-следственных 1.Каким шпателем лучше выполнять первое сплошное шпатлевание? Почему?б) целевых: 1.Зачем при высококачественной окраске требуется выполнять сплошное шпатлевание три раза или даже больше?в) условных: 1.Если не проверить перед началом работы исправность краскопульта и начать закачивать состав в резервуар, то что может произойти? Наглядно представленные заданияСхема кирпичной кладки толщиной в 1,5 кирпича. Определите, какая здесь обозначена система перевязки швов.Назовите по рисунку виды инструментов. Где применяются? Задания, развивающие память детей с ОВЗа) задания, на заучивание материалаПравило. ЗАПОМНИТЕ! Всегда соблюдайте правила безопасной работы! Это поможет сохранить здоровье, а возможно и жизнь!Подготовка к экзаменам. Билет №4.Устройство краскопульта. Неисправности в процессе работы и устранение их.б) задания на припоминание (воспроизведение) материала:ранее изученного При изучении контрольно- измерительных инструментов каменщика, вспомните:Какими контрольно- измерительными инструментами вы пользовались при выполнении штукатурных и малярных работ?Зачем поверхности перед окрашиванием надо подготавливать? из жизненного опыта (других источников)Какими по виду обоями оклеены стены в ваших квартирах?(цвет, фактура ) Из какого материала выполнено возведение вашего здания (дома, в котором вы живете)? задания для опосредованного запоминания:Кодирование символами Нанесение окрасочного состава краскопультом Задания, направленные на развитие восприятия:а) задания, развивающие избирательность восприятия -Прочитайте текст и выберите слова, выделенные жирным шрифтом: Конструирование- это создание изделия. Изделие должно быть технологичным, прочным, надежным и экономичным.Что означают эти выделенные слова. Попробуй объяснить значения этих слов.б) задания, развивающие константность восприятия -предметы в необычном ракурсе (рисунок: заделка трещин) задания, развивающие осмысленность и обобщенность восприятия Задания, направленные на развитие речи: а) словарная работа:подбор названий предметов, признаков, действийподбор слов синонимов подбор слов-антонимов  б) работа над словосочетаниямив) работа над предложениями г) работа над текстом МОНИТОРИНГ изменений параметров уровня обученности учащихся 9 класса знания УМЕНИЯ Благодарю за внимание