«Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ»


Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ.Учитель профильного труда по столярному делу Дубровский Виктор ГеннадьевичГКОУ КО «Озерская специальная (коррекционная) школа-интернатдля обучающихся с ОВЗ» Самостоятельность и социализация обучающихся в обществеОсновная задача специальной (коррекционной) школы-интернат для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) состоит в подготовке к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психофизического развития, которые свойственны детям с ОВЗ. Формирование готовности обучающихся к производствуОднако опыт работы многих коррекционных школ свидетельствует о том, что при хорошем уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении коррекции имеющихся недостатков в развитии и общего развития учащихся, но и в деле формирования у них готовности к производительному труду. Подготовка обучающихся на занятиях профильного трудаНа развитие трудовых возможностей учащихся влияет вся система образовательной деятельности школы, непосредственная подготовка обучающихся к трудовой деятельности осуществляется на занятиях профильного труда в учебных мастерских и во внеурочной деятельности. Основная цель обучения профильному труду детей с ОВЗОсновная цель моей деятельности в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы в условиях рынка труда Калужской области. Методы обучения на уроках профильного трудаНа уроках профильного труда по столярному делу использую следующие методы обучения:Словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с книгой.Наглядный метод: демонстрация изучаемых объектов, приемов работ, таблицы, дидактический материал.Практический метод: практическое выполнение трудовых заданий. Практика и наглядностьОсобое внимание уделяю практическому и наглядному методу, сочетая со словесным методом, что позволяет решать задачи формирования знаний и умений при получении определенных результатов в исправлении недостатков психики учащихся. Задача профильного трудаОсновной задачей профильного труда по столярному делу ставлю формирование устойчивого, положительного отношения к труду, стремления достичь хороших результатов, устойчивой привычки к труду. Изделия, применение в жизниУспешность выполняемой работы во многом зависит от силы тех мотивов, которые побуждают человека к активному труду, поэтому перед выполнением какого-либо изделия всегда ставлю цель: для чего изготавливаем изделие, и где оно будет применяться. Личностный подходПрофильный труд по столярному делу во всех классах веду с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Даю задания отдельным ученикам изготовить изделие проще, а другим сложнее, по конструкции. Взаимопомощь в работеВместе с тем широко практикую взаимопомощь, когда более сильные учащиеся оказывают помощь более слабому учащемуся, при затруднении выполнения ими каких-либо операций. Пример активных учащихсяИспользую прием примера в трудовом воспитании, постоянно стараюсь организовать поведение тех учащихся, которые оказывают влияние на своих товарищей по группе. Опора на лидеров в классеОбычно это учащиеся, для которых характерны общительность, самостоятельность, уравновешенный характер, физическая сила, аккуратность, хорошие трудовые умения и навыки. Эти ребята постоянно совершенствуют свои трудовые навыки, умения, знания. Успешные учащиеся Контроль и самоконтрольОптимально дозируя умственную и физическую нагрузку учащихся, имею в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций через различные способы контроля и самоконтроля, в том числе тесты по пройденной общей теме учащиеся обучаются рациональным приемам выполнения работы. Степень усвоения знаний и уменийВ конце изучения темы учащиеся выполняют тематические контрольные работы, которые показывают степень усвоения пройденного материала. Трудолюбие и востребованность в жизниНа уроках столярного дела приучаю учащихся к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетичный вид изделия (на примере табуретки, полочки).Прививая навыки трудолюбия и усердия, мы формируем востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни. Красота и эстетика изделий Красота и эстетика изделий Механизация труда в мастерскойОдна из важных задач профильного труда – научить обучающихся, применять в работе станки и ручные электроинструменты.Поэтому большое внимание уделяю механизации столярных работ. Универсальный переносной электроинструментУчащиеся старших классов умеют пользоваться шуруповертом, электрической дрелью, перфоратором, электрическим лобзиком, фрезером, шлифовальной машиной. Программы и дополнительное образованиеРаботаю по адаптированной основной рабочей программе профильного труда по профилю «Столярное дело» для 5-9 классов, разработанной на основании программы В.В.Воронковой.Провожу кружковую работу «Деревянная игрушка», во время которой ребятами младших и старших классов изготовляются различные поделки и изделия из дерева. Оборудование столярной мастерскойКак заведующий мастерской, постоянно веду работу над усовершенствованием и обновлением оборудования кабинета. Школьная и областная выставкаИзделия и поделки учащихся ежегодно выставляются на школьной и областной выставках. Изделия учащихся и награды Школьная выставка Результаты экзаменов по профильному труду выпускников 9 классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УчебныйгодНаправленияпрофиляРезультатЭкзамена5 – 4 – 3 - 2КачествоЗнаний%Среднийбалл2014-2015уч.г.     Швейное дело 0 – 2 – 1 - 0   67 3,7 Столярное дело 1 – 7 – 0 - 0 100 4,12015-2016уч.г. Швейное дело 1 – 3 – 3 – 0 57 3,7  Слесарное дело 1 – 3 – 2 - 0 67 3,8 ГКОУ КО «Озерская школа-интернат» Козельского района  Проведение экскурсии с выпускниками на автозавод ФольксвагенЭкскурсии на производство Спасибо!