Презентация к уроку по подготовке к написанию итогового сочинения


Подготовка к итоговому сочинению по литературе.Направление «Честь и бесчестие» самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему . Разум и чувство Дружба и вражда Победа и поражение Опыт и ошибки Честь и бесчестие Тема урока: Сочинение по направлению «Честь и бесчестие»Цель урока: разработка подходов к написанию сочинения исбор материалов к итоговому сочинению по направлению «Честь и бесчестие» Осмысление понятия «Честь» честьдостоинствоверностьсовестьблагородство душипорядоч-ностьсправед-ливостьНезапят-нанная репутациячестное имя Понятие «Честь» по словарю С.И. Ожегова1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (посл.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём-н. официальном авторитете, репутации; ирон.).3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч.4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям! АфоризмыНе сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего. (Ф. М. Достоевский)Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр) Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной . Но представления о чести бывают совершенно ложными и наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло …понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами …Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души. Пояснения ФИПИ к направлению (вступление)В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения. 1.Выберите одну из предложенных тем. 2.Сформулируйте главную мысль вашего сочинения, она же — первый тезис. Для того чтобы её сформулировать, её надо увидеть в теме, «зацепившись» за ключевое слово или слова. Помощниками вам здесь могут быть пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы, словарные статьи из толкового словаря, энциклопедии. Подумайте, что именно вы будете утверждать, доказывать или опровергать. Подумайте, есть ли к вашему тезису антитезис. Примерные темы сочинений о чести и бесчестии В чем различие между честью и честностью?Как вы понимаете слова честь и бесчестие?Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают. Что значит идти дорогой чести? Береги платье снову, а честь смолоду. «Чести своей никому не отдам» «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор. Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе? «Торгуя честью, не разбогатеешь» Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой «Война и мир» Юрий ЛевитанскийКаждый выбирает для себяКаждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. 1983 Домашнее заданиеЗакончить работу над сочинением по выбранной теме, соблюдая композицию:I . ВступлениеII. Основная часть1. 1-ый тезисаргументмикровывод2. 2-ой тезисаргументмикровыводIII.Заключение РефлексияЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ1.Урок заставил меня задуматься о…2.За урок я узнал/вспомнил/отработал навык...3.Своей работой на уроке я доволен/не доволен.4.Чтобы следующий урок стал лучше, надо… Спасибо за внимание!