Реализация губернаторского проекта В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием


Губернаторский проект«В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» на 2014-2020 гг. Губернаторский проект «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» на 2014-2020 гг., разработан в целях реализации Послания главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении в республике и государственной политике на 2014 год от 20 декабря 2013 года и во исполнение п. 7 Перечня поручений Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола от 19 февраля 2014 г. № 15. Распоряжением Правительства Республики Тыва от 3 июня 2014 г. №209 утвержден план мероприятий («дорожная карта») по данному проекту. Данный проект является подпрограммой государственной программы «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы».Стратегической целью государственной политики в области образования является реализация права каждого человека на образование, обеспечивающаяся путем создания соответствующих социально-экономических условий, для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.  Реализация этой цели в нашей республике предполагает переход на качественно новый уровень организации жизни семьи, ее уклада, структуры общества (населения республики) в целом, при сохранении своего уникального культурно-исторического начала. Обеспечение доступности в получении высшего образования не менее одним ребенком в каждой семье укрепит институт семьи, ее культуру, духовно-нравственный потенциал, создаст общество с высоким интеллектом.  Для социально-экономического, культурного развития Республики Тыва характерен ряд серьезных проблем: Наиболее существенным барьером, препятствующим получению высшего образования, является культурный барьер (отсутствие мотивации, уровень воспитания родителей, семейные установки и ценности). Там, где нет понимания ценности образования как блага для человека, его семьи, близких людей, общества,  республики, там не будет осознания необходимости получения высшего образования как гаранта духовности и интеллигентности. Все зависит от того, какой уклад создан в семье. Кроме этого доступность высшего образования в значительной степени определяется не только результатами, достигнутыми знаниями школьников на вступительных испытаниях, но и материальным потенциалом их семей. Различия в материальном положении семей обусловливают существенное неравенство в доступности высшего образования. С учетом совокупности социально-экономических факторов доступности высшего образования выделяются следующие социальные группы, которым необходима государственная поддержка: дети из малообеспеченных, многодетных семей, в том числе дети инвалидов, безработных; одаренные дети из малообеспеченных, многодетных семей, в том числе дети инвалидов, безработных; выпускники организаций среднего профессионального образования; дети с ограниченными возможностями здоровья. Механизмы поддержки:доплата к академической стипендии обучающимся из регионального и муниципального бюджетов; целевой прием в ТувГУ по заключенным договорам с кожуунными администрациями; возмещение части проезда  обучающимся; оплата образовательных услуг по направлению кожуунных администраций и отраслевых министерств; выплата стипендий отличникам учебы Главы – Председателя Правительства Республики Тыва; возмещение процентных ставок при предоставлении образовательных кредитов, субсидирование (гранты, стипендии) обучения для одаренных детей социально незащищенных групп населения на платной основе.Чтобы реализовать проект, необходимо создать систему взаимодействия, общеобразовательных учреждений и учреждений высшего образования; постоянно отслеживать и ориентироваться на потребности рынка труда в республике. Особое внимание нужно обратить на научно-методические и организационные условия доступности высшего образования, такие как: социологические исследования уровня жизни семей и доступности для разных социальных групп детей высшего образования, анализ спроса в обществе и потребностей рынка труда на получение высшего образования не менее одним ребенком в каждой семье в Республике Тыва; научно-методическое и информационное сопровождение проекта, а также системы проведения предметных олимпиад школьников, научно-практических конференций, конкурсов на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях;  разработка комплекса мер, направленных вовлечение преподавателей ведущих вузов страны для проведения дистанционных курсов, семинаров  для родителей, учителей и учащихся; разработка комплекса мер по оказанию психолого-педагогической помощи родителям при выборе их детьми востребованной профессии и получении высшего образования;создание условий для профориентационной работы, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;организация курсов повышения квалификации руководящих и педагогических и социальных работников образовательных организаций по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся в общем среднем и среднем профессиональном образовании. Анализ мониторинга обучающихся 11 классов общеобразовательных школ г.Кызыла по наличию в семье детей с высшим образованием, профессиональных намерений, в т.ч. по выбору профессий и специальностей для дальнейшего поступления в образовательные организации ВПО и СПО Всего в таблице 39 разделов:№ по кожууну; Наименование ОУ; класс; количество учеников: юношей/девушек; сирот/полусирот; опекуны; ребенок состоит на учете ПДН; Успев.- «отлично», « хорошо», «удовл», «неуд.»; намерение поступить ВУЗ; намерение поступить в СУЗ; устроиться на работу; СА (служба в армии); уход за ребенком; обучение на курсах; статус семьи – полная/неполная; Категория семьи – благополучная/ неблагополучная/малообеспеченная; Всего детей в семье 1 ребенок/2 ребенка/ 3 ребенка/4 ребенка/5 и более детей; Семьи, имеющие детей с высшим образованием/семьи, не имеющие детей с высшим образованием; семьи имеющие детей, обучающихся в ВУЗах/ не имеющие детей, обучающихся в ВУЗах Может обучаться в ВУЗе на бюджетной основе/может обучаться на платной основе/Не имеет возможности поступить в ВУЗ (дети с ОВЗ, низкие учебные возможности, )/не имеет возможности обучаться в ВУЗе(из-за недостатка финансовых средств в семье)   Общая таблица анализа мониторинга обучающихся Сумма разделов «Юношей» и «Девушек» должна быть равна разделу «Всего учеников» Сумма разделов успеваемость: «отлично/хорошо/удовлетворительно» должна быть равна разделу «Всего учеников» Сумма разделов «Намерение поступить в ВУЗ/СУЗ/устроиться на работу/служба в армии/уход за ребенком/обучение на курсах» должна быть равна разделу «Всего учеников» Сумма разделов «Статус семьи – полная/неполная» должна быть равна разделу «Всего учеников» Сумма разделов «Категория семьи – благополучная/неблагополучная/малообеспеченная» должна быть равна разделу «Всего учеников» Сумма разделов «Всего детей в семье: 1 ребенок/2ребенка/3 ребенка/ 4 ребенка/ 5 и более детей» должна быть равна разделу «Всего учеников» Сумма разделов «Семьи, имеющие детей с высшим образованием/семьи не имеющие детей с высшим образованием» должна быть равна разделу «Всего детей» Сумма разделов: «Семьи, имеющие детей обучающихся в ВУЗах/семьи, не имеющие детей обучающихся в ВУЗах» должна быть равна разделу «Всего учеников» ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,Сумма разделов: «Может обучаться в ВУЗе на бюджетной основе/ может обучаться на платной основе/ не имеет возможности поступить в ВУЗ (ОВЗ, низкие учебные возможности)» должна быть равна разделу «Всего учеников» Таблица «Выбранные специальности ВУЗов» Таблица «Выбранные специальности ВУЗов»Всего 32 раздела, из них с 1-го по 28-й раздел это специальности, которые должны выбрать ученики.Сумма раздела: «Выбранные специальности» должна быть равна сумме раздела «Всего определились с выбором»Сумма разделов «Всего определились с выбором» и «Не определилось с выбором» должна быть равна разделу «Всего учеников»Сумма разделов: «Намерены поступить в ВУЗ» и «Намерены поступить в СУЗ» должна быть равна числу раздела: «Всего определились с выбором» Разница количества учеников по отчету ОШ 1 и ОРВО на 1 декабря 2014 года{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОШ 1ОРВОШкола № 23634Школа № 3 76778 школа3433 Республиканский профориентационный проект «Парус-Профи» Республиканский профориентационный проект «Парус-Профи» В целях формирования у подрастающего поколения современной профориентационной культуры, стимулирования социально-значимой деятельности, популяризации профессий и специальностей, получаемых в образовательных организациях начального и среднего профессионального образования в Республике Тыва, утвержден приказ Министерства образования и науки РТ от 14 октября 2014 года № 1173/д «О проведении профессионально-ориентационной работы с учащимися старших классов и студентами учреждений профессионального образования в Республике Тыва на 2014-2015 учебный год». Координатором и исполнителем проекта является ГБУ РТ «Республиканский центр развития воспитания» при Министерстве образования и науки Республики Тыва (далее – Центр). Разработано и утверждено положение республиканского профориентационного проекта «Парус-Профи» с 14 октября 2014 года по 30 апреля 2015 года.Задачи проекта:создание республиканского профориентационного волонтерского движения; оказание помощи обучающимся образовательных организаций в профессиональном самоопределении посредством обеспечения доступности информации о состоянии рынка труда, мире профессий, а также технологиях успешного поведения на современном рынке труда;повышение престижа востребованных, также рабочих профессий;целенаправленная ориентация молодежи на нужные отрасли экономики и социальной сферы республики. Ожидаемые результаты от реализации проекта:развитие качеств, необходимых для профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций;восстановление баланса между рынком труда и рынком образовательных услуг;мониторинг профессиональных и жизненных планов выпускников школ республики;создание сообщества заинтересованных социальных партнеров по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению;подключение к работе в проекте всех образовательных организаций и организация сетевой модели профориентационной работы в каждом кожууне, как единого профориентационного пространства республики;адресная психологическая помощь обучающимся образовательных организаций в осознанном выборе будущей профессии. Также разработаны и утверждены положения конкурсов, проводимых в рамках данного проекта: «Лучший волонтер-профориентатор», конкурс видеосюжетов «Профессии вокруг нас»; конкурс творческих работ «Радуга профессий»; конкурс исследовательских проектов «Профессиональное семейное древо»; конкурс сочинений «Человек труда». Был утвержден организационный комитет в составе 5 человек. Составлена и согласована смета расходов на проведение республиканского профориентационного проекта «Парус-Профи» на общую сумму 35 тыс. рублей. В рамках реализации республиканского профориентационнного проекта «Парус-Профи» на 2014-2015 учебный год 19 ноября 2014 года проведено заседание Республиканского методического объединения для руководителей служб содействия трудоустройству выпускников профессионального образования Республики Тыва по теме: «Организация деятельности служб содействия трудоустройству выпускников на 2014-2015 учебный год». Были рассмотрены актуальные вопросы, как о ходе реализации Губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием на 2014-2020 годы», Стратегии развития профессиональной ориентации населения в РТ до 2018 года, реализация республиканского проекта «Парус-профи на 2014 -2015 учебный год», планирование деятельности на 2014 -2015 учебный год. Принято протокольное решение. Из 19 служб и центров по трудоустройству выпускников РТ присутствовали 17 руководителей. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№НаименованиеконкурсовПоказатели конкурсов профориентационного проекта «Парус-Профи» 2013 годаПоказатели конкурсов профориентационного проекта «Парус-Профи» 2014 годаПодали заявкиФактически сдали работуПодали заявкиФактически сдали работу1Конкурс исследовательских проектов «Профессиональное семейное древо» 1313772Конкурс творческих работ «Радуга профессий» 2682683472903Конкурс исследовательских проектов «Профессии вокруг нас»181817114Конкурс творческих работ «Взрослые – детям: моя профессия (рассказы о профессиях)»1010335Конкурс «Лучший социальный партнер» 4477 Разница с 2011 по 2014 гг.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Всего подано заявокФактически сдано работ2011 год114692012 год1991782013 год3703702014 год39131215 СУЗ-ов; 8 школ. Согласно положению в этом году запланировано проведение 7 конкурсов среди обучающихся и организаций. Из них традиционно проводились 5 конкурсов, включены новые конкурсы – 2 среди организаций профессионального образования и общеобразовательных организаций 27 ноября 2014 года согласно плану проводились «Школы волонтеров» руководителями служб содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций.