Презентация на тему: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ


ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯНАНОТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ Энергосберегающая политика как фактор повышения конкурентоспособности продукции Одним из путей выхода экономики из сложившейся ситуации является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, в том числе продукции машиностроения. В настоящее время достижение этой цели возможно за счет снижения издержек производства изделий при сохранении требуемого качества. Любое изделие, отвечая требованиям своего служебного назначения, характеризуется рядом качественных показателей, таких как технологичность конструкции изделия, которая является одним из важных направлений повышения эффективности промышленного производства при незначительных дополнительных затратах на его осуществление. Значительная экономия энергии может быть получена в промышленности без капитальных затрат – путем небольших усовершенствований технологий и прежде всего на основе использования рациональных методов и режимов обработки, эксплуатации технологического оборудования. Энергосбережение в машиностроенииАнализ уровней энергоиспользования в машиностроительной отрасли показывает, что отрасль располагает существенными резервами повышения эффективности использования энергии, особенно на стадии формообразования. Однако имеющиеся отдельные результаты не позволяют определять энергоемкость по широкому спектру видов обработки и технологических операций. Сложность задач, возникающих при решении проблемы снижения энергозатрат, в немалой степени обусловлена большой номенклатурой выпускаемой продукции, отсутствием нормативной базы расхода энергоресурсов на выпуск продукции и недостаточностью знаний по энергоемкости технологических процессов, особенно это касается машиностроительного производства. На современном этапе машиностроение характеризуется широким использованием всех видов энергии за счет различных энергоносителей: электроэнергия, пар, горячая вода, жидкое, газообразное и твердое топливо. Потенциальные возможности энергосбережения заложены в стратегии эксплуатации и технического обслуживания, в стратегии модернизации оборудования и технологических процессов, в стратегии замены существующего оборудования на новое менее энергоемкое и внедрение новых технологий. Формы энергосбережения в машиностроенииНесмотря на большое разнообразие форм, энергосбережение сводится к двум разновидностям. Одна – формирует динамику энергопотребления путем непосредственного изменения расхода энергии на единицу продукции в связи со снижением его материалоемкости, переходом на новые технологии или вследствие прямой замены более энергоемких видов продукции менее энергоемкими. Это активная форма. Другая – пассивная, создает энергосберегающий эффект не целенаправленным изменением качественных параметров продукции или технологии, а путем простого ускорения производства менее энергоемкой продукции в общем ее объеме. Оптимизация обработки деталей машинСвойства изделия, определяющие приспособленность его конструкции к достижению оптимальных затрат ресурсов при производстве и эксплуатации для заданных показателей качества, представляет собой технологичность конструкции изделия. Создание нового машиностроительного изделия – сложная конструкционная задача, связанная не только с достижением требуемого технического уровня, но и с приданием его конструкции таких свойств, которые обеспечивают максимально возможное снижение затрат труда, материалов и энергии на проектирование, изготовление, техническое обслуживание и ремонт. Схема исследований Материалосберегающие нанотехнологии в машиностроенииНепрерывно разрабатываются и внедряются материалосберегающие нанотехнологии в машиностроении. Особо можно отметить их использование при изготовлении металлических деталей пластической деформацией. Применение нанотехнологий в машиностроениифуллерены;Рис. 1 - Зубчатые наношестерни скомпонованные из фуллеренов Материалосберегающие технологии в машиностроенииРаскатка;Холодная сварка (медь + алюминий);Сварка трением. Рис. 2 – Некоторые типовые детали, изготовленные торцевой раскаткой Рис. 3 – Стыковые соединения , выполненные холодной сваркой (медь+алюминий) Рис. 4 – Типы соединений, выполненные сваркой трением ЗаключениеВ настоящее время энергосберегающие технологии являются одним из ключевых направлений развития энергетической политики России. На современном этапе можно выделить три основных направления энергосбережения:- полезное использование (утилизация) энергетических потерь;- модернизация оборудования с целью уменьшения потерь энергии;- интенсивное энергосбережение. Список литературы1. Балашева Ю. В. Повышение эффективности технического контроля при помощи средств автоматизации // Известия ТулГУ. Серия. Технологическая системотехника. – Вып. 2. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. – С. 36 – 42.2. Балашева Ю. В. Оптимальное распределение ресурсов на стадии разработки и контроля конструкторской документации // Известия ТулГУ. Серия. Бизнес-процессы и бизнес-системы. – Вып. 4. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – с. 119–126.3. Грановский Г. И., Грановский В. Г. Резание металлов: Учебник для машиностр. и приборостр. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – С. 106–108.4. Игнатов С. Н., Карпов А. В., Макаров Н. И., Макарова Н. В., Лазуткина Н. А. Программа выбора оптимального маршрута изготовления деталей машин // Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве: тезисы докладов I Всероссийской научно-технической конференции. – Ч. XIX. – г. Н. Новгород, 1999.5. Карпов А. В. Энергетически экономичные режимы резания // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. – 2008, №5. – С. 138–144.6. Карпов А. В. Оценка эффективности процесса резания с помощью энергетических критериев // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. – 2010б, № 7. – С. 100–108.7. Лазуткина Н. А., Игнатов С. Н., Лазуткин С. Л. Энергобаланс технологического оборудования // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 1. – С. 35.8. Лазуткин С. Л., Лазуткин А. Г., Лазуткина Н. А. Энергообмен при технологическом воздействии на материал // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. – 2009, № 6. – С. 125–129.