Презентация к открытому уроку по специальности Автомеханик по теме Газораспределительный механизм СПО


Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя Цель урока: знакомство с газораспределительным механизмом  Задачи урока:1. Приобретение знаний по устройству ГРМ 2. Расширение теоретических и практических знаний в области изучаемой профессии. Газораспределительный механизмГРМ предназначен: для своевременного впуска в цилиндры воздуха (в дизельных ДВС) или горючей смеси (в карбюраторных ДВС) и выпуска из них отработавших газов.
Современные автомобильные ДВС могут комплектоваться различными видами ГРМ, в связи с этим ГРМ можно разделить на четыре категории: по местоположению распределительного вала – нижнее или верхнее расположение; по числу распределительных валов – один или два; по количеству клапанов – от 3 до 5; по типу привода распределительного вала – зубчато-ременный, шестеренчатый, цепной. Классификация газораспределительного механизма Устройство ГРММеханизм газораспределения включает в себя1 – шестерня распределительного вала;2 – упорное кольцо;3 – упорный фланец;4 – толкатели;5 – впускной клапан;6 – разжимная пружина;7 – направляющая втулка клапана;8 – наружная пружина;9 – сухарик;10 – тарелка;11 – регулировочный винт декомпрессионного механизма;12 – коромысло клапана;13 – регулировочный винт;14 – рукоятка управления декомпрессором;15 – валик декомпрессора;16 – ось коромысел; 17 – стойка; 18 – выпускной клапан; 19 – штанги; 20 – внутренняя пружина; 21 – распределительный вал; 22 – втулка. Впускные и выпускные клапанаОчистка цилиндров от отработавших газов и заполнение его воздухом осуществляется через два отверстия (выпускное и впускное), закрываемое клапанами.Клапан состоит из стержня и тарелки.Диаметр тарелки впускного клапана больше тарелки клапана выпускного.Для большей износостойкости клапаны изготавливают из легированной стали: впускной – из хромистой, а выпускной – из сильхромовой (жаростойкой).Края тарелок выполнены под углом наклона 45 градусов. Клапан1 – клапан;2 – тарелка клапана;3 – сухарики;4 – втулка сухариков;5 – пружины;6 – опорная шайба пружин;7 – направляющая втулка клапана. Распределительный валНа распредвале находятся опорные шейки и кулачки для открытия выпускных и впускных клапанов. Определенное расположение кулачков соответствует порядку работы двигателя.Для удобства установки вала диаметры опорных шеек, начиная с передней, должны последовательно уменьшаться. КоромыслоКоромысло, предназначено для воздействия на клапан с целью его открытия.Коромысло – стальной двуплечий рычаг. Конец коромысла, нажимающий на клапан, называется бойком.В резьбовом отверстии короткого плеча установлен регулировочный винт с контргайкой, при помощи которого изменяют зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана. Продольное перемещение коромысел по валику предотвращают распорные пружины.Оси коромысел выполнены пустотелыми для подвода масла к трущимся деталям втулок коромысел, регулировочных винтов и штанг. Штанга, толкателиШтанга предназначена для передачи усилия от толкателя к коромыслу. Штанга - стальная трубка, в торцах которой запрессованы наконечники с отверстиями для прохода масла от толкателя к коромыслу.Штанги могут быть грибовидными, цилиндрическими или в виде качающегося ролика.Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачка распределительного вала к штангам.Толкатель стальной, грибовидный стакан, со сферической нижней опорной поверхностью.Для обеспечения равномерного изнашивания толкатели совершают поступательное и вращательное движение одновременно. Передаточные деталиА – с углублением в наконечнике штанги.Б – со сферическим наконечником штанги.1 – штанга2 – регулировочный винт3 - заглушка4 – контргайки5 – коромысло6 – пружина7 – ось коромысла8 – стойка9 – болт штуцера10 – отверстие для масла Передаточные детали1- штанга2 – грибовидный толкатель3 – втулка толкателя4 – толкатель с выпуклым днищем5 – кулачки распределительного вала6 – толкатель в виде стаканчика с плоским дном7 – грибовидный толкатель с кольцевой выемкой8 – ось ролика9 – ролик  При работе ГРМ выделяются два этапа:порядок работы цилиндров двигателяфазы газораспределения.Работа ГРМ Порядок чередования одноименных тактов в разных цилиндрах называется порядком работы цилиндров силового агрегата. Порядок работы зависит от положения шеек кулачкового и коленчатого распределительных валов, и расположения цилиндров. Впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск. В двухтактных двигателях эти процессы происходят за один оборот коленчатого вала, в четырёхтактных - за два.Порядок работы цилиндров Принцип действия ГРМПри работе ДВС вращение от коленчатого вала через шестерни коленчатого вала и распределительного вала передается распределительному валу, на котором в определенном порядке установлены кулачки. Когда кулачок займет верхнее положение, он поднимает толкатель. Толкатель поднимет штангу, которая, упираясь в головку регулировочного болта, повернет коромысло вокруг его оси, и левая, более длинная часть коромысла, нажмет на стержень клапана. Клапан опустится и откроет отверстие соответствующего трубопровода, а пружина сожмется. Как только кулачок, вращаясь, сойдет с толкателя, клапан под действием распрямляющейся сжатой пружины поднимется и плотно прижмется к гнезду с большой силой и герметически закроет отверстие трубопровода. Диаграмма фаз газораспределенияФазы газораспределения - начальные моменты открытия и конечные моменты закрытия клапанов, которые выражены в градусах угла поворота коленвала относительно МТ.Чтобы цилиндры лучше очищались от отработавших газов, выпускному клапану необходимо открываться до достижения поршнем НМТ, а процесс закрытия должен происходить после ВМТ. С целью лучшей наполненности цилиндров смесью впускному клапану необходимо открываться до достижения поршнем ВМТ, а свое закрытие выполнять после прохождения НМТ. Временной отрезок, в течение которого оба клапана одновременно открыты (выпускной и впускной), называют перекрытием клапанов. Четырёхтактный цикл 1=верхняя мёртвая точка 2=нижняя мёртвая точка A: такт впуска B: такт сжатия C: такт рабочего хода D: такт выпуска - хлопки в выпускном и впускном трубопроводах (несгоревшее топливо выходит из двигателя, но в момент его движения оно где-то возгорается в выхлопной системе автомобиля, проскользнувший ремень ГРМ – отсутствие зубьев, неправильная регулировка фаз газораспределения); - уменьшение компрессии (изношены детали КШМ); - металлические стуки (большой тепловой зазор в клапанах, изношены детали КШМ, установлено слишком ранее зажигание, применено некачественное топливо); - падение мощности ДВС. (засорение воздушного фильтра, перебои в электрике, выход из строя системы зажигания, нарушения фаз газораспределения) . Неисправности ГРМ  1 вариант1. Какие типы ГРМ получили наибольшее распространение на автомобильных ДВС?а) золотниковые б) клапанные в) оба типа механизмов 2. ГРМ в зависимости от места установки клапана разделяются на механизмы с нижним и верхним расположением клапанов. Какой механизм имеет меньшее количество деталей?а) с нижним расположением клапанов б) с верхним расположением клапановв) имеют одинаковое количество деталей. 3. Каким способом осуществляется привод ГРМ?а) зубчатыми колесами б) цепным или зубчатым ремнемв) в зависимости от типа и модели ДВС способом, указанным в пункте а или б. 4.Для чего предназначен толкатель ГРМ?а) для передачи усилия от распределительного вала б) для передачи усилия от поршняв) для поворота клапана вокруг своей оси. 5. В каком ответе перечислены только детали ГРМ?а) распределительный вал, штанга толкателя, коромысло, поршневой палец, клапан выпускной б) толкатель, седло клапана, сухари, тарелка пружины клапана, направляющая толкателяв) направляющая втулка клапана, ось коромысел, головка цилиндров, пружина клапана. ОТВЕТЫ1 вариантб) клапанныеа) с нижним расположением клапановв) в зависимости от типа и модели ДВС способом, указанным в пункте а или б.а) для передачи усилия от распределительного валаа) распределительный вал, штанга толкателя, коромысло, поршневой палец, клапан выпускной 2 вариант1. Как крепится тарелка пружины клапана к стержню клапана?а) установочным штифтом б) при помощи резьбыв) контактной сваркой г) сухариками.2. При работе ДВС у некоторых моделей клапан вращается вокруг своей оси для равномерного износа направляющей, стержня клапана, седла и тарелки клапана. За счет чего это достигается?а) за счет специального устройства б) за счет вибрации пружин клапанав) за счет выпуклой формы коромысла. г) за счет давления газов 3. Как отличить впускной клапан от выпускного одного двигателя?а) по длине стержня клапана б) по диаметру тарелки клапана в) по маркировке. 4. Какой клапан при работе ДВС нагревается до более высокой температуры?а) впускной б) выпускнойв) клапана одного цилиндра нагреваются до одинаковой температуры. 5. Какие детали ГРМ заставляют клапана открываться и закрываться?а) открывает и закрывает распредвалб) открывает кулачек распредвала, закрывает пружинав) открывает пружина, закрывает кулачек распредвала. ОТВЕТЫ2 вариантг) сухарикамиа) за счет специального устройстваб) по диаметру тарелки клапана (впускной больше)б) выпускные до 650 Сб) открывает кулачек распредвала, закрывает пружина 3 вариант1. Штанга передает усилие от толкателя к коромыслу. Может ли конструкция ГРМ обходиться без штанг?а) не могут, так как такой механизм не сможет работатьб) может, в ГРМ с нижним расположением клапановв) могут в ГРМ с верхним расположением клапанов и распределительного вала. 2. Какие детали входят в клапанный узел ГРМ?а) впускной клапан, седло клапана, пружина клапана, направляющая втулка клапана, компрессионное кольцоб) впускной клапан, тарелка пружины клапана, маслосъемное кольцо, сухари, механизм вращения клапанав) впускные и выпускные клапана, опорная шайба пружины клапана, седло клапана, сухари. 3. ГРМ служит для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов ДВС, обеспечивая качественное наполнение цилиндра свежим зарядом, его очистку от отработавших газов и герметизацию цилиндра при сжатии и рабочем ходе. Все ли эти функции выполняет ГРМ?а) закрытие и открытие клапанов выполняет КШМб) наполнение цилиндров свежим зарядом выполняет система очисткив) все перечисленные функции выполняет ГРМ. 4. Каким термином называют моменты открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек, выражая в градусах поворота коленчатого вала?а) перекрытием клапанов б) фазами газораспределенияв) порядком работы цилиндров. г) угол опережения зажигания 5. Какие клапана выполняют полыми и полость заполняют металлическим натрием?а) только впускные клапаныб) только выпускные клапаныв) впускные и выпускные клапана. ОТВЕТ3 вариантб) может, в ГРМ с нижним расположением клапановв) впускные и выпускные клапана, опорная шайба, пружина клапана, седло клапана, сухариа) закрытие и открытие клапанов выполняет КШМб) фазами газораспределенияб) только выпускные клапана 4 вариант1. Сколько опорных шеек имеет распределительный вал ДВС?а) в 2 раза меньше коренных шеек коленчатого валаб) в 2 раза меньше шатунных шеек коленчатого валав) такое же количество, как и шатунных шеек коленчатого валаг) такое же количество, как и коренных шеек коленчатого вала. 2. В какой последовательности передается усилие в приводе клапанов?а) распредвал, толкатель, штанга толкателя, регулировочный винт, коромысло, клапанб) распредвал, толкатель, регулировочный винт, штанга толкателя, коромысло, клапанв) распредвал, толкатель, штанга толкателя, клапан, коромысло, регулировочный винт. 3. Укажите место проверки теплового зазора в ГРМ?а) между штангой толкателя и регулировочным винтомб) между толкателем и кулачком распредвалав) между носком коромысла и торцом стержня клапана. 4. Что обеспечивает герметичность сопряжений клапан-седло клапана?а) их шлифовка и притирка по месту пастамиб) подгонка по месту с применением уплотнителейв) установка самоподжимных манжет. 5. Когда происходит максимальное открытие клапана?а) когда толкатель находится на противоположной стороне от вершины кулачкаб) когда толкатель находится на вершине кулачкав) когда пружина имеет максимальную длину. ОТВЕТЫ4 варианта) в 2 раза меньше коренных шеек коленчатого валаа) распределительный вал, толкатель, штанга толкателя, регулировочный винт, коромысло, клапанв) между носком коромысла и торцом стержня клапана.а) их шлифовка и притирка по месту пастамиб) когда толкатель находится на вершине кулачка 5 вариант1. Для чего предусмотрены тепловые зазоры в ГРМ?а) для предотвращения разрушения коромысел и толкателейб) для исключения неплотного закрытия клапановв) для уменьшения износа направляющих клапанов и толкателей. 2. В какую часть коромысла вворачивают регулировочный винт?а) в конец коромысла, обращенный к штангеб) в конец коромысла, обращенный к стержню клапанав) в отверстие оси коромысла. 3. Какое количество сухарей необходимо для крепления тарелки пружины со стержнем клапана?а) один б) два в) три г) четыре. 4. Как влияет наличие нагара на фасках клапанов на их охлаждение?а) не отражается б) улучшает охлаждение в) ухудшает охлаждение. 5. В приводе распределительного вала зубчатыми колесами их изготавливают из разных материалов. Каких?а) колесо распредвала стальное, коленвала чугунноеб) колесо распредвала чугунное, коленвала стальноев) колесо распредвала текстолитовое со стальной втулкой, коленвала стальное.г) варианты, указанные в ответах, а, б ОТВЕТЫ5 варианта) для предотвращения разрушения коромысел и толкателейа) в конец коромысла, обращенный к штангеб) двав) ухудшает охлаждениеб) колесо распредвала чугунное, коленвала стальное Подведение итоговС чем познакомились на уроке?Что понравилось?Что не понравилось? учебник Родичев В. А. Грузовые автомобили: учебник для начального профессионального образования/В.А. Родичев., - 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.-240 с.параграф № 3 стр. 30 – 39ответы на вопросы после параграфаДомашнее задание Спасибо за внимание!