опыт «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии через применение ИКТ»


Бокеева А.А. учитель биологииМОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова» « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии через применение ИКТ» Цель: создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся с помощью применения информационно-коммуникационных технологий ПРОТИВОРЕЧИЯ: между активностью, самостоятельностью обучающихся отсутствие навыков учебного труда, умения рационально организовать учебную деятельность пробудить у школьников желание проявлять инициативу, выработать навыки самообразования, сформировать умения самостоятельно и критически мыслить определить эффективные пути педагогического руководства мотивации детей к учению. создать условия для развития мыслительных процессов обучающихся через применение ИКТ. между программными требованиями реальным уровнем обучения, разобщённостью знаний и необходимостью применения их на практике УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА Повышение интереса к предмету Мотивация ИКТ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА «Теория активизации учебной деятельности учащихся» Т. Шамовой, «Теория развития познавательного интереса» Г.И.. Щукиной, «Формирование познавательной активности школьников» Н.Ф. Талызиной, «ИКТ в образовательном процессе» В.В. Гузеева являются обоснованием, представленной системы работы. НОВИЗНА ОПЫТА Проблемная ситуация успешность Учитель- менеджер /помощник/ Решение, поиск анализ ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Учить не всему, а главному. Содержание не самоцель, а средство развития личности.Акцент не на память, а на мышление. Характер деятельности учителя и ученика преимущественно творческий. Обучение не в готовом виде. Акцент на самостоятельное добывание знаний. Создание ситуации успеха. Обучение через удивление. Опора на жизненный опыт ребенка.Научить детей учиться: планировать работу, ставить цель и т.д.Деятельность учителя до урока, а на уроке- дети. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА На первом этапе самое важное – организовать, «запустить» процесс поиска. Этому способствует индуктор – прием, обеспечивающий мотивацию дальнейшей творческой деятельности. На втором этапе после индуктора задание направлено на деконструкцию имеющихся знаний и опыта. Обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит, что произошла встреча с «проблемой» В результате появляется индивидуальный творческий продукт - определение понятия, рисунок, схема, текст. Завершающий этап – это рефлексия всех участников. Осознать пройденный путь, сделанные открытия, оценить их личностную значимость - вот основная задача данного этапа. ТЕМА УРОКА: ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ. Внутренняя среда организма и её относительное постоянство. Задание классу: прочитайте текст из параграфа 3 учебника «Биология. Животные» и текст на стр. 77 учебника. Найдите какие существуют способы деления клетки, начертите в виде схемы в тетрадях и кратко расскажите.Способы деления клеткиамитоз мейоз митоз Ядро делится способ деления делениеперетяжкой половых клеток соматическихили фрагментацией клеток 2) Задание классу: рассмотрите слайд CD диска №2,3, ответьте на вопросы: 1.Как называется подготовительный этап деления клетки? 2.Из каких периодов он состоит? 3)Дайте характеристику каждому периоду4)Что включает в себя жизненный цикл клетки? 5)Рассмотрите ход митоза по анимированной схеме и обратите внимание на количество хромосом в исходной клетке и дочерних. 6)Выявите биологическое значение митоза Закрепление знаний учащихся1) Что такое митоз?☻ деление ядра на две дочерних, идентичных материнскому ядру и друг другу ☻ разделение клетки на две без деления ее ядра☻ деление клетки на две неравные части☻ способ деления клеток, в результате которого образуются половые клетки☻ деление кольцевой молекулы ДНК на две Подсказка Митоз обеспечивает строго одинаковое распределение удвоившихся хромосом между дочерними клетками ОТВЕТ: деление ядра на две дочерних, идентичных материнскому ядру и друг другу. 2) С помощью мыши поместите эти органоиды в соответствующие ячейки таблицыРибосомыхромосомы ЛизосомыМитохондрииахроматиновое веретеноЦентриоли    Подсказка Лизосомы – обеспечивают внутриклеточное пищеварение, рибосомы– синтез белка, митохондрии– энергетический обменОТВЕТ: 2, 5, 6 Структуры, участвующие в митозе Структуры, не участвующие в митозе 3) Изучение основных стадий клеточного цикла.В интерактивном режиме изучите основные стадии клеточного цикла Разминка Ребята, давайте мы с вами поиграем. Представьте, что вы хромосомы.Задание: Вы должны разделиться на 4 группы. Каждая группа получает задание.1группа: Вы являетесь хромосомами профазы2 группа: Вы хромосомы– метафазы3 группа: вы хромосомы – анафазы4группа: Вы хромосомы– телофазыИзобразите изменения происходящие в хромосомном аппарате в каждой фазе, условие–3 хромосомы.Подсказка Подведение итогов урока: * рефлексия * выставление оценок. Домашнее задание Результаты поступлений:2005 – 2006 ггБайдаулетова Асель –ГАГУ (биология);Ералинова Айгуль – СибГМУ (г.Томск);Дарсалямова Балжан – законченное образование (медицинская сестра);Бекеева Гульжан – ГАГУ (биология)2006-2007 ггКарсыбаев Данияр – серебрянная медаль; СибГМУ (г. Томск);Кожемьяров Арман - ГАМУ (сестринское дело);Турсунбекова Айгерим – ГАМУ (сестринское дело).2007-2008 гг.Абдурманова Акжан – БМУ (Барнаул);Камитова Асылгуль , Нургазинова Айгуль – ГАМУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Учебные года Кол-во учащихся Успешность Успеваемость 2006-2007 156 58 % 100% 2007-2008 195 57 % 100% 2008-2009 183 58 % 100% 2009-2010 (1 полугодие) 181 58 % 100% РЕЗУЛЬТАТЫ ОЛИМПИАД Учебные года Школьная олимпиада Муниципальная олимпиада всего: Фамилия, имя учащегося место всего Фамилия имя учащегося Место 2006-2007гг. 2 Усенов Саят 1 1 Карсыбаев Данияр 3 Карсыбаев Данияр 1 2007-2008гг. 1 Сванкулова Алена 1 1 Сванкулова Алена 2 2009-2010гг. 1 Салкынбаев Бегжан 1 1 Салкынбаев Бегжан 2 РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСОВ Учебные года Школьные НОУ Муниципальные НОУ Фамилия, имя учащегося место Фамилия, имя учащегося Место 2006-2007гг. Калдакенова Гульзат 1 2008-2009гг. Аспембитова Аягоз 1 Аспембитова Аягоз 2 ТРУДОЕМКОСТЬ Трудоёмкость опыта даёт представление о психологических, временных, материальных затратах имевших место при формировании опыта. Трудоёмкость опыта динамична. Возрастают трудозатраты учителя на разработку тематического плана в соответствии с формируемыми способами учебной деятельности. По мере накопления средств обучения временные затраты учителя на подготовку к уроку уменьшаются. Хотя, рационально используется время обучающегося на уроке. Трудозатраты возрастают и в связи с недостатком офисной техники: принтера, ксерокса, сканера, мультимедиапроектора. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Опыт может быть применён любым учителем, но особенно учителями естественного цикла при наличии желания и достаточного количества литературы. Считаю, что опыт пригодится любому учителю для достижения цели развития личности школьника Литература Долженко Ю.А. Слагаемые эффективного управления учебно – воспитательным процессом. Барнаул: издательство АКИПКРО, 1998-408 с.Кадужина Е.Ф. Чему и как учить? Биология №6, 2002. с. 6-7Лернер И.Я. Учить творчески, воспитывать личность. Биология в школе №4, 1988. с. 52-55