Программа по внеурочной деятельности на тему Познавая природу, познаешь мир (1 класс)


Составитель: Худоложкина Н.Н. Учитель начальных классов МОУ БСШ №2 духовно- нравственное и патриотическое воспитание младших школьниковразвитие эстетического восприятия окружающего мира и гармоничного мироощущения через систему внеурочных занятий во второй половине дня расширение представлений о лесе, воспитание бережного отношения к лесу, организация отдыха учащихся воспитание уважительного и внимательного отношения к окружающим людям;ознакомление детей с общественной жизнью, трудом людей на близких, доступных их пониманию примерах;воспитание бережного отношения к вещам, уважения к труду людей; воспитание любви к родному краю, Родине;ознакомление детей с природой в непосредственном общении с ней формирование представлений о природе родного края, воспитание бережного отношения к объектам природы, культуры поведения в природе организация посильной деятельности детей по охране природы. Природоведческие экскурсии (ПЭ) -10 часовЭкскурсии на предприятия (Э/П) – 4 часаЦелевые прогулки (ЦП) – 8 часов Экскурсии-наблюдения (ЭН) – 8 часов № Название, тема Тип экскурсии Время проведения Место проведения, объект 1 Знакомство со школой. ЦП 1 сентября Здание школы 2 Знакомство с видом парка ранней осенью. ЭН Сентябрь Парк 3 Что умеет компьютер? ЦП Сентябрь Компьютерный класс 4 Что у нас над головойи под ногами? ЭН Сентябрь Палисадник 5 Куда текут реки? ПЭ Октябрь Берег реки 6 Что растёт на клумбе? ЭН Октябрь Палисадник 7 Родной край – частица Родины. ЦП Октябрь Улицы посёлка 8 Как живут растения? ПЭ Октябрь Ближайший лес. 9 Как зимой помочь птицам? ПЭ Ноябрь Парк 10 Ноябрь – зиме родной брат. ПЭ Ноябрь Двор школы 11 Экскурсия на перекрёсток. ЭН Ноябрь Перекрёсток улиц Гагарина и Ленина 12 Экскурсия в библиотеку. ЦП Декабрь Детская библиотека 13 Прогулка на каток ЦП Декабрь Каток 14 О чём рассказывают вывески? ЭН Декабрь Улицы посёлка 15 Из истории родного края. ЦП Декабрь Краеведческий музей 16 Труд людей на предприятии. Э/П Январь Пекарня 17 Наблюдение за зимующими птицами. ПЭ Январь Двор школы 18 Экскурсия в зимний парк. ПЭ Январь Парк 19 Растения зимой. ПЭ Январь Ближайший лес 20 Экскурсия на почту. Э/П Февраль Почта 21 Прогулка в спортивный зал. ЦП Февраль Спортзал 22 Экскурсия в магазин. Э / П Март Магазин 23 Экскурсия к памятнику воинов – земляков. ЦП март Обелиск 24 Март – капельник. ПЭ март Двор школы 25 Звуки весны. ПЭ апрель Парк 26 Ледоход. ЭН апрель Берег реки 27 Лес – наш друг. ЭН апрель Ближайший лес 28 На встречу с насекомыми. ПЭ май Лужайка в парке 29 Жизнь цветущих растений весной. ЭН май Палисадник 30 Домашние животные в нашем посёлке. Э/П май Скотный двор П П-Н П-П П-З П-Р П-Т П-Э Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе. Её основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место её проведения – школьный парк, ближайший лес недалеко от школы. Такие прогулки используются для обработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определённым правилам культуры поведения, правилам уличного движения и т. д. Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни класса, его делами. Дети получают задание от учителя или организаторов игры – путешествия. Задания могут быть адресованы всему классу или каждому ряду отдельно. Её назначение – познакомить учащихся с историей своего края (района, посёлка), достижения людей в труде, искусстве, расширить их представления о видах производительного труда взрослых. Основная задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъём и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой. Во время такой прогулки нужно организовать массовые подвижные игры, хороводы. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке тоже прогулка – развлечение. Умей вести себя в лесу или на прогулке за городом: не кричи, не рви много цветов, за тобой пройдут ещё сотни людей и им тоже будет приятно видеть цветы.Не сори в лесу .Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Помни пожар в лесу может быть от стёклышка.Не пугай диких животных. Они любят добрых людей.Не делай вырезки на деревья. От этого они сохнут и гибнут. Не лови ради забавы бабочек, пчёл, муравьёв и других животных. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, участке: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, сухие крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несолёного сала. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.  Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих товарищей, младших сестёр и братьев. Научись различать растения по группам: деревья, кустарники, травы. Научись различать характерные деревья своей местности. Для наблюдения выбираются 2-3 лиственных дерева и кустарника, расположенных около школы.ОсеньНаблюдать за изменением окраски листьев и листопадом.Составить гербарий листьев по степени пожелтения. ЗимаОпределение лиственных и хвойных деревьев.ВеснаНабухание почек.Распускание листьев.Когда и где появляются первые цветы. «Книга для чтения по охране природы» А. Н. Захлебный Москва «Просвещение» 1996г.«Методика преподавания природоведения» В.П. Горощенко, И. А. Степанов.Москва «Просвещение» 1998г.«Начальная школа» журналы. «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова Москва «Вентана – Граф» 2002г.«Сибирь – наш дом» И. Е. Максимова Томск, «Курсив» 1998г.«Уроки по окружающему миру» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др. Москва «Просвещение» 2007г.«Экология и нравственность» А. И. Григорьев ОГУП «Асиновская типография» 2002г.