Презентация на тему Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании


Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании"Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, Мы украдем у детей завтра"Джон Дьюи Кому и зачем нужны ФГОС? Настороженно и более негативно, нежели позитивно (51 %). Отрицательно: 25–44 летние жители государства (57 %) и жители средних городов (61 %).Положительно - только 22 % опрошенных. Преимущественно, за переход к новой системе обучения выступают активные пользователи сети интернет, москвичи и петербуржцы (по 26 % каждой категории респондентов), обеспеченные респонденты (28 %) и  молодые россияне (29 % молодежи). Разработка и утверждение ФГОС 1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 года №15785) с изменениями (Приказы от 26 ноября 2010 г. № 1241 , от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060)2.ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)3.ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)4.ФГОС дошкольного образования утвержден приказом от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Эволюция стандартов в Российском образовании 1992 год – Закон «Об образовании»1993 год – единый базисный план (первый вариант стандартов)1998 год – общая концепция федерального компонента образовательных стандартов в начальной и основной школе2001 год – Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года2004 год – Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования2006 год – Концепция ФГОС ОО2007 год – разработка документов и материалов, обеспечивающих ФГОС. Изменения в Закон «Об образовании» (ст. 7)2008 год - апробация ФГОС НОО2009 год - постановление Правительства РФ о порядке разработки и утверждения ФГОС. Утверждение ФГОС НОО2010 год – НОИ «Наша новая школа». Утверждение ФГОС ООО2012 год – утверждение ФГОС С(П)ОО Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в:Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р) (разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года)Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. (распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»Государственной программе «Развитие образования в РФ» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148) * Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 2. п.6. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Обеспечить достижение следующих показателей в области образования: достижение к 2016 г. 100 % доступности дошколь-ного образования для детей в возрасте от трех досеми лет …увеличение к 2015 г. доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 %;увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 – 75 %, предусмотрев, что 50 % из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;… Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требованияобеспечивают1) единство образовательного пространства РоссийскойФедерации2) преемственность основных образовательных программ3)вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;3) результатам освоения основных образовательных программ. Стратегии развития российского образования «От конкурентоспособного образования – к конкурентоспособной России»ФГОС 2-го поколения должен обеспечить переход от «догоняющей» модели образования к «опережающей» модели модернизации образования как основного «локомотива» формирования национальной инновационной системы * Проблемы российского образования Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. * * Необходимость для введения ФГОС Первое основаниеЗакон РФ « Об образовании» - требование периодически обновлять содержание стандартов, которое должно отражать изменения в жизни страны, а следовательно и системы образования.Второе основаниеСтандарты первого поколения выполнили свою задачу: обеспечили необходимую нормативно-правовую базу сохранения единого ядра образования в российских школах в начале 90-х гг. в условиялегализации многообразия образовательных систем, реальной угрозы развала единого образовательного пространства страны.Третье основаниеСлабое место - наши требования: узкопредметные образовательные результаты и репродуктивный характер образования.Общая тенденция: развитие личностных свойств и качеств учащихся, научить решать учебные, проектные, жизненные проблемы, стать более компетентным, уверенным в себе, опытным.Слабое место: мало внимания воспитаниюОбщая тенденция: воспитать в ребёнке гражданина своей страны (трудолюбие, любовь к родине, уважение законов и символов государства, чувство коллектива, патриотизм) * Что изменилось? Необходимо согласовывать требования личности, общества, государства, семьи к образовательным результатам Стандарт как общественный договор Требования к результатам, структуре и условиям осуществления образовательного процесса Что изменилось? Пятое принципиальное отличиеНовый подход к формированию базисного учебногоплана школы (БУП) * Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования 1.Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование.2.Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения ФГОС. 3.Достижение нового качества общего образования в РФ, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру 4.Баланс взаимообязательств и баланс требований в области ГОС. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования * Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования 5.Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах ФГОС6.Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических , социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе 7.Сохранение единства образовательного пространства РФ. 8.Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда * Проблемы при внедрении ФГОС: В части материально-технического обеспечения: отсутствие свободных помещений для игровой деятельности и малого спортивного зала, недостаточное количество индивидуальных и групповых информационных средств (ноутбуков, нетбуков, интерактивных досок). В части учебно-методического обеспечения: недостаточное финансирование на методическое обеспечение учебными пособиями по новым стандартам. В части управленческой деятельности: недостаточный уровень развития социокультурной инфраструктуры в городе, невыстроенность сети (взаимодействий) учреждений образования, культуры, спорта; отсутствие ставок тьюторов, педагогов-организаторов, вожатых,психолога жесткая конкуренция с ДДТ, спортивными школами в обеспеченности * Проблемы при внедрении ФГОС: Проблемы кадрового характера: отсутствие у педагогических работников навыков реализации системно- деятельностного подхода в образовании, организации освоения младшими школьниками метапредметного содержания, формирования универсальных учебных действий; недостаточный уровень владения отдельными учителями методами и формами организации в начальной школе индивидуальных и коллективных проектов, исследовательской работы, внеурочной детской жизни; отсутствие профессионально подготовленных к организации внеурочной деятельности педагогов дополнительного образования; упрощенное понимание роли учителя как организатора образовательного процесса, тогда как гарантией успешной реализации ФГОС могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к своей педагогической деятельности. * Информационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Информирование общественности (СМИ, научно-методические издания,официальные сайты www.mon.gov.ruwww.standart.edu.ruwww. isiorao.ru и др..)Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ по введению ФГОС Изучение общественного мненияПубличный отчетСайт учреждения