Презентация к мероприятию К 300-летию со дня рождения МВ Ломоносова посвящается


300 – летию со дня рождения посвящается…Гений земли Русской – М.В.Ломоносов1711-1765гг

ДетствоОтрочествоНаучная деятельностьЛитературная деятельность
Михаил Васильевич ЛомоносовДата рождения: 19 ноября 1711 г.Место рождения: Архангельская губерния, дер. Мишанинская(возле Холмогор)Родители: мать - Елена Ивановна Сивкова, отец – Василий Дорофеев(или Федоров)
Детство Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный ледовитый океан, участвовал в морских путешествиях. Михаил рано научился грамоте, прочёл все книги, какие мог достать; в возрасте 14 лет изучил «Арифметику» Л.Ф.Магницкого и «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого. В декабре 1730 г. он ушёл пешком в Москву учиться. В середине января 1731 Михаилу удалось поступить в московскую Славяно- греколатинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык, на котором писались в то время научные труды.
Учёба В начале 1736 г Ломоносов как один из лучших студентов академии, был направлен в университет при Петербурской академии наук, а осенью того же года отправлен за границу и в течение 3 лет обучался в Марбурском университете под руководством немецкого учёного Х. Вольфа. В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело.
В начале 1741 г. М. Ломоносов вернулся в Россию. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745 – профессором химии (академиком) Петербурской академии наук.Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах освещались вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела металлургии, филологии, истории, а так же поэзии.Начало творческой деятельности
Периоды научной деятельности1 период-до создания им(после преодоления больших трудностей) химических лаборатории, Ломоносов проводил в основном физические исследования,2 период- с 1748, проводил химические исследования3 период- с 1757 до конца жизни , проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук.

1 ПЕРИОД Была намечена широкая программа физико-химических исследований. Им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистические представления о строении вещества, высказал закон сохранения веществ и движения.
2 ПЕРИОДВ 1744-48 Ломоносов особенно интенсивно разрабатывал в разных направлениях выдвинутую им гипотезу о связи между свойствами атомов, свойствами тела и всеми физическими явлениями. К этому периоду относятся некоторые исследования о важнейших физических свойствах тел, тепловых явлений и газообразного состояния тел, работы о химических растворах и другие химические исследования, работы по усовершенствованию оптических инструментах и др.Открытия в области химии. Начал исследования в области металлургии и рудного дела, проводил химические анализы солей, руд и других пород.
3 ПЕРИОДПосле передачи кафедры химии академику У.Х.Сальхову в 1757 г устроил лабораторию в собственном доме, где проводил дальнейшие исследования по химии.В этот период занимался изучением природы и свойств электричества, систематический проводил анализы руд, работал над «изысканием фарфоровых составов». Проделал многочисленные опыты по получению искусственно окрашенных стекол, по созданию различных стеклянных изделии.Создал приборы для химических исследовании, оптические инструменты.
Литературная деятельностьЛомоносов все свои силы и обширные познания посветил развитию русской науки. Он обобщил законы развития русского языка и закономерности русского стихосложения, написал много талантливых поэтических произведений. По его инициативе был создан Московский университет в 1755 г., носящий сегодня его имя, и гимназия при нем. Добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.Отдавая дань времени, в своей литературной деятельности Ломоносова обращался в основном к одам, поэтическим произведениям торжественного характера, которые посвящались высокопоставленным лицам и прославляли их прогрессивную деятельность на благо развития науки и страны в целом.К таким произведениям относится одна, посвященная дочери Петра 1 Елизавете. Петр 1 для Ломоносова - «просвещенный монарх», «отец Отечества», «неустанный строитель». Продолжательницей его дела, по мнению поэта, должна стать на троне Елизавета Петровна.
МГУ им. М.В.Ломоносова в Москве
Философская ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»(1743г)Ломоносов задумывается о могуществе Божественного разума. В основе человеческого существа лежит мыслительная деятельность, побуждающая исследовать мир, постигать его законы и проникать в тайные, неизведанные глубины его строения.Но где ж, натура, твой закон?С полночных стран встает заря!

ОДАНа день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года(отрывок)… Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счастливой жизни украшают,В несчастной случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науку пользуют везде,Среди народов и пустыне,В градском шуму и наедине,В покое сладки и в труде.





Заслуги ЛомоносоваЛюбимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;Он первый в мире географ-полярник;Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;А сколько он сделал для совершенствования русского языка!Сочинял стихи;Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");Открыл первый российский университет в Москве.
style.rotation




Мозаика «Полтавская битва»Мозаика «Пётр 1» Памятник М.В.Ломоносову на родине
ppt_y Могила М.В.Ломоносова в Александро – Невской лавре
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ