Презентация к 300-летию со дня рождения Михайло Васильевича Ломоносова


Михайло Васильевич Ломоносов – великий сын России300 лет со дня рожденияВыполнила: Бубнова Н.Ф., учитель биологии МКОУ «Краснодубровская ООШ» Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов ученый оставил свои след.«Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
«В целой России в начале 18 века едва ли была какая иная область для появления Ломоносова, кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями» – утверждал историк В.И. Ламанский. Беломорский Север в те времена был одним из самых деятельных мест. Тут жили потомки новгородцев, не знавшие крепостного права «черносошные крестьяне»: суровые, предприимчивые и умевшие за себя постоять. Они не знали барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме, что способствовало усилению товарного хозяйства .Немного истории…
style.rotation Здесь складывалась самобытная народная культура, возникали художественные ремесла. Хотя школ на Севере почти не было, поморы учили грамоте друг друга по рукописным книгам. Северная Двина, примерно в 140 километрах от впадения в море, против города Холмогоры образует широкую луку, где расположилось девять островов. С давних времён эти острова были густо заселены. Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове.
Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове. Согласно писцовым книгам, именно в Мишанинской 8 ноября (19-го по новому стилю) 1711 года у помора Василия Дорофеевича Ломоносова Елены Ивановны Сивковой родился сын – Михайло Ломоносов.
Детство Семья жила в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры. Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло былс отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».r Ранние годы Михайло Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость. С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского. Путь Ломоносова из Холмогор в Москву
Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужикПо своей и божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете – Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубокоЯ люблю, родная Русь!Не бездарна та природа,Не погиб еще тот край,Что выводит из народаСтолько славных то и знай, –Столько добрых, благородных,Сильных любящей душой,Посреди тупых, холодныхИ напыщенных собой! Н.А.Некрасов
В январе 1731г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве.
Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.
Где ещё учился М.В. ЛомоносовВ числе лучших двенадцати учеников, отправленных за хорошую учёбу в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. Пять лет он учился в Германии, по возвращении стал работать в Петербургской академии наук.
В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.адъюнктом называется младшая учёная должность — должность лица, проходящего научную стажировку, помощника профессора.
«Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». М.В. Ломоносов.Открыл закон сохранения массы веществаПишет научный труд «Опыт физической химии, основанный на собственных лабораторных работах»Пишет «Диссертацию о действии химических растворителей на растворяемые тела» Заложил основы физической химии, когда сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Любимая наука Химия!!! В 1748г. он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Важной особенностью химии науки, основу которой заложил М. В. Ломоносов, явился его метод, подразумевающий исследование связи физических и химических явлений.  В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. «... без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть.» — М. В. Ломоносов. В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд. Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург.

Вещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова Ломоносов и Астрономия Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, обнаружил у неё атмосферу

Открыл закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы)Разработал учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (молекул)Сконструировал термометр Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюденийЛомоносов и Физика Создал теорию о возникновении минералов и металловРазработал теорию о причине землетрясенийЛомоносов и Геология Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды)Ломоносов и география Пишет научно-исторический труд "Древняя Российская история». Начал систематические занятия русской историей. Ему стали давать на отзыв написанные разными авторами исторические работы, в частности многотомную «Историю Сибири» Г.Ф.Миллера. А когда в составе Академии появилось Историческое собрание, Ломоносов был назначен его членом.Ломоносов и история Ломоносов создал великолепные мозаичные картины: «Полтавская баталия», «Лик Богородицы», ряд портретов (например, портреты Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны и др.). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.Ломоносов – художник

Написано более 20 од. « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743).«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 год»Ломоносов поэт
Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней. Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту. Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода.
«Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать». Он не разбрасывался, он просто быстро исчерпывал возможности науки того времени и, понимая это, шел дальше, не желая терять времени.
Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.
И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… » Но его тревожила судьба его дела. Порой ему казалось, что вся напряженная борьба, которую он вел, пошла насмарку. Он сполна узнал цену милостям императрицы (Екатерины II) — и видел, что национальные начала русской науки, которые он развивал, снова поставлены под угрозу. Он не скрывает своих мрачных раздумий.
4 апреля (по старому стилю) 1765 года, около пяти часов дня, перестало биться горячее сердце Ломоносова».«Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли». Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Орденом М.В. награждаются граждане, учреждения, коллективы и учебные заведения за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы, искусства.


О праздновании 300-летия со дня рождения М.В.ЛомоносоваУчитывая выдающийся вклад великого русского учёного М.В.Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и в связи с исполняющимся в 2011 году 300-летием со дня его рождения, постановляю1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова.2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:   образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия;   утвердить план мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова;3. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Российской академии наук проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные научные организации о праздновании в Российской Федерации в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.ПрезидентРоссийской Федерации В. Путин Москва, Кремль20 сентября 2006 годаN 1022 В презентации использовались материалы сайта а также:lomonosov300.ru/;http://www.roman.by/-91692.html;http://ru.wikipedia.org/wiki/http://files.scool-collection.edu.ruhttp://www.edu54.ru/node/71037
Спасибо за внимание! Успехов!!!