Выступление на тему: Психологический аспект формирования самооценки обучающихся в рамках ФГОС второго поколения.


Психологический аспект формирования самооценки обучающихся в рамках ФГОС второго поколения. Т.В.Литвинова, педагог-психологМБОУ «СОШ№ 6»Г.Шарья Под самооценкой принято понимать оценку личности себя, своих качеств и места среди других людей. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Основные факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника. 1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. В нашей школе педагоги начальных классов регулярно проводят лекционные и практические занятия с родителями, на которых обсуждаются насущные проблемы детей, проводят совместные праздники для детей и родителей, выездные мероприятия, обучающиеся вместе с родителями участвуют в различных школьных, районных мероприятиях. Это всё способствует позитивному развитию личности обучающегося и конструктивному взаимодействию семьи и школы. 2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя. Самооценка представляет собой движение к выполнению учебной задачи в целом: «Да, это я умею и могу двигаться дальше» или «этот способ действия мною еще не освоен, и необходимо еще поработать над некоторыми операциями». Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных учебных действий: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; преобразование модели отношения для изучения его свойства в чистом виде; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. 3. Оценка товарищей. Следует постоянно фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его моральный рост. В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:РетроспективнаяРефлексивная Используются «Волшебные линеечки», листы продвижения. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. Возможно использование следующих приёмов:«прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи), «работа с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия), «составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задачи), «создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание), «обоснованный отказ от выполнения задания» (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями),«карта движения по предмету». В 3 – 4 классах учитель может использовать следующие приёмы: «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);«классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задачи);«составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);«письмо с дырками» (видеть ошибкоопасные места в слове);«составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);«умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задачи: « я этого не знаю, но могу узнать, если….»);«многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»);«орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи);«разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени). 4. Собственный жизненный опыт.Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов. Основные психолого-педагогические условия, способствующие формированию самооценки:культура общения педагога и обучающегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком;формирование учебной самостоятельности младшего школьника;создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;использование разнообразных форм и методов обучения при органи­зации учебной деятельности;обучение младших школьников приемам самоконтроля;обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;осуществление целенаправленной работы с родителями. Алгоритм самооценивания. В 1 – 2 классах: Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода). Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата). Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс). Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз (опорный уровень «Выпускник научится»). В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень «Выпускник получил возможность научиться»).Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя). Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).  В 3 – 4 классах: Результаты наблюдения за самооценкой обучающихся при выполнении учебных задач в 2012-2013 г.г. К концу 4 класса обучающиеся: - определяют, то, что будет проверяться (работа с критериями);- составляют проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;- выделяют сложность заданий, приписывают баллы сложности;- создают (или ищут) образец для проверки задания (работы);- составляют полученные данные с образцом;- дают характеристику ошибок и выдвигают гипотезы об их причинах;- составляют (или ищут) корректировочные задания или новую «индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением;- сообщают учителю (сверстнику) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки;- переводят (по необходимости) формализованные свои оценочные шкалы в общепринятую пятибалльную систему оценивания. Развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.Именно поэтому мы должны знать психологические особенности младших школьников, учитывать индивидуальные особенности развития самооценки обучающихся в образовательном процессе и формировать адекватную самооценку личности обучающихся. Ресурсы: АзароваТ.В., БарчукО.И., Беглова Т.В., БитяноваМ.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. М.Р.Битяновой. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» – Спб.: Питер, 2008.Дубровина И.В. «Практическая психология образования»: Учебное пособие 4-е изд. - Спб.: Питер, 2009Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс!»: Программа адаптации детей к средней школе. – 2-е изд., - М.: Генезис, 2007