Презентация по литературе на тему В чем виноваты Иван да Фома.


В чем виноваты Иван да Фома?Использование имен личных в пословицах и поговорках. Во времени подождать, у бога есть что послать.Меткий и образный русский народ особенно богат пословицами. Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И , может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум , общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности.
ЦельОпределить выбор имен личных в русских пословицах и поговорках. Задачи:Определить круг пословиц , в которых используются имена.Выявить частоту использования тех или иных имен.Определить качественные характеристики человека соответственно именам.Определить связь имен и лексического значения пословиц. Владимир Иванович ДальДля нашей работы мы взяли сборник пословиц и поговорок под редакцией В.И.Даля. Выбор наш не случаен, несмотря на другие сборники других исследователей фольклора. Именно сборник Даля «многотерриториален»: В.И. Даль собирал пословицы и поговорки всю жизнь, записывая их везде, куда бы судьба его ни забросила.r Пословицы русского народа
Рифма Проанализировав выписанные пословицы и поговорки, мы обратили внимание, что многие пословицы имеют рифму. Это одна из особенностей фольклора: зарифмовать слова, чтобы передать потомкам. Это отметил и сам Даль в предисловии к своему изданию, что многие пословицы построены на рифмовке слов. Не избежали этого и пословицы, которые исследовали мы в нашей работе. Владимир Иванович в своем предисловии тоже отмечает эту особенность. « Пословица большей частию является в мерном или складном виде: редко правильным метрическим стихом, то есть со счетом долгих и коротких слогов, потому что такой размер народному языку вообще чужд». Нельзя также не согласиться, что во всех размерах этих не в пример больше свободы и раздолья, чем в тяжких, однообразных путах бессменного ямба и хорея. Чаще простое созвучие, игра слов, по обоюдности их значения, но большая часть пословиц без красного склада и без правильного однородного размера; лад или мера в них, однако, есть , как во всякой складной , короткой речи, и лад этот дает ей певучесть и силу. Даль, анализируя пословицы в «Напутном» , отмечает «одежду внутреннюю и внешнюю; первая относится к риторике, вторая – до грамматики и просодии». К внешней одежде пословиц надо отнести и предмет нашего исследования: имена собственные. « Они большей частию, - пишет В.И. Даль, - взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры. Таковы, например, пословицы, в коих поминаются Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе, Петрак и батрак, Мокей и лакей и пр.


Таким образом, мы видим, что многие пословицы построены по этому принципу. В частности, об использовании имени Татьяна. Мы нашли 3 пословицы, в которых использовано это имя и все три пословицы даны Далем в разделе «Пьянство». Это объясняется рифмовкой имени Татьяна со словом пьяна. («Наша Татьяна не евши пьяна». « Бредет Татьяна недобре пьяна». «Охнула Татьяна, напоила мужа пьяно».) Хотя нужно отметить, что святая Татиана одна из почитаемых святых на Руси. Еще она называется Татьяна Крещенская. Была воспитана преданной Богу и Церкви. Все свои силы отдала Церкви и была казнена во времена правления Императора Севера, когда вся власть была сосредоточена в руках Ульпиана, гонителя христиан.
Такого рифмованного использования определенного имени можно найти очень много . так , например, со словом замашки рифмовалось два имени: Пашка, Яшка. Со словом делишки – Ермишка, Гришка. Кстати, этот раздел ( «Свое – чужое») один из самых многочисленных по использованию имен. Это, так называемые, синонимичные пословицы: «Всякий Демид себе норовит». «У всякого Ермишки свои делишки». «У всякого Гришки свои делишки». «Всяк Еремей про себя разумей». «У всякого Мирона свои приемы». «У всякого Филатки свои ухватки». «У всякого Павла своя правда». «У всякого Пашки свои замашки». «У солдата Яшки свои замашки». ( 9 пословиц) .

Библейские имена Среди таких имен можно , без сомнения, выделить следующие: Абрам, Аввакум , Авраам, Адам, Лазарь, Афет, Лука, Моисей, Хам, Христос, Самсон, Соломон, Николай, Илья, Петр, Христос.Илья –пророк выбивает оброк. Пословица, связанная с сельхоз приметой.Год –не неделя, покров – не теперя, до Петрова дня – не два дня.Не дивья богородице, если сын Христос.Оставил воз на дороге, да Никола береги.Хозяин в дому, что Авраам в раю.Ирод Клянется, Иуда лобзает, да им веры неймут.Наш Иуда не как люди.Сим молитву деет, Хам пшеницу сеет, Афет власть имеет , смерть всем владеет.Лучше брани: Никола с нами.Никола в путь, Христос по дорожке.Далеко кулику до Петрова дня. Такие пословицы не всегда имеют рифму. Здесь основное – само имя style.fontStylestyle.fontWeightstyle.textDecorationUnderline
Святой Илия . Святой пророк Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Данное младенцу имя Илия(крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Когда народ израильский отпал от веры своих отцов и поклонялся языческим идолам, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия.
Очень почитаем у православных Никола чудотворец или Николай – угодник, второй после Бога заступник, покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, заступник от всех бед и несчастий. Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его имени. Нет, пожалуй, ни одного города, в котором не было бы сейчас или прежде Никольского храма. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море.Это почитание нашло свое отражение в пословицах: «Оставил воз на дороге, да Никола береги»; «Лучше брани: Никола с нами»; «Никола в путь, Христос по дорожке».

Сказки и рассказы. Нередко имена попадали из сказок, рассказов, где люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым и в пословицах осталось одно и то же значение: Иванушка и Емеля дурачки; Фомка и Сергей воры; Кузька горемыка; Марко богач. От этих понятий сложились и особые выражения: объемелить кого, обмануть, одурачить простака; обсережить, поддеть, ловко, хитро; фомкою, на языке мошенников , зовется большое долото или одноручный лом для взлома замков; подкузьмить кого, поддеть, обмануть, обидеть. Таков ещё один из путей попадания имен в пословицы. Это так называемая социальная или общественная типизация. Прежде всего социальное расслоение происходило по линии « богатый – бедный». Одни имена прежде вызывали представление о родовитости и благородстве, а другие – о « черной кости».для имущих классов России было характерно стремление отгородить себя от народа не только образом жизни, но и именем. Социальная оценка многих имен глубоко осела в языке и переросла позднее в качества человека. Не случайно столько имен , приписывавшихся «подлому»сословию, имеют значение «глупый» : Ванька, Ананья, Аноха, Ерёма, Максим, Мартын, Митька, Фома, Фока и другие. Емеля дурачок, Иванушка дурачок. Мотря дура.Стало плохо: указчиком Аноха.Фомка вор: на долото рыбу идит.Сергей – пройми ухо.Алеха не подвоха: сдуру прям.



Ванька да Фома – два дурака. Емеля дурачок, Иванушка дурачок. Мотря дура.Стало плохо: указчиком Аноха.Фомка вор: на долото рыбу идит.Сергей – пройми ухо.Алеха не подвоха: сдуру прям.В трех братьях дураки – Иванушки, а одиночные – Емели да Афоня.


Как на маланьину свадьбу. Подлинный смысл пословиц нашли в народном календаре. Оказывается, 31 декабря по старому стилю и 13 января по новому отмечается день Преподобной Меланьи Римляныни. Раз день приходился на канун Нового года, то и праздновался широко. Поэтому с Маланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений. Вечер этого дня до сих пор во многих христианских странах называют «щедрым». И на Руси когда –тот «на Маланку» ряженая молодежь ходила по домам, угощаясь блинами, оладьями и прочими щедротами. За щедрость молодежь расплачивалась шуточными песнями и представлениями: чаще всего разыгрывалась сценка свадьбы Маланьи и её жениха Василия. Это тоже было не случайно, потому что 1 января праздновался день Василия Кесарийского. А «Маланьина свадьба» , следовательно, - это нечто вроде символической встречи Нового года. А само выражение первоначально значило « заготовить столько еды, сколько готовит хорошая хозяйка в канун Нового года». Ведь от этого зависело благополучие семьи в течение всего года.
Царь тафута и девушка гагула Жил – был царь Тофута – и сказка вся тута. ( начало – конец).Девушка Гагула села прясть да и заснула.Жив Курилка, не помер. Не тужи по голове: душа есть.Сидит Елеся, ноги свеся. ( работа – праздность).


заключениеИтак, мы видим, что появление имен личных в пословицах и поговорках не совсем случайно.Они определены следующими факторами: рифмовкой качеств человека и имени.Христианством, историей и Библией .Сказками и рассказами, где герои имеют определенные черты.Другие причины.Итак, мы ответили на наш вопрос: Иван и Фома оказались самыми распространёнными именами в пословицах и поговорках