Презентация по развитию речи Воспитание звуковой культуры речи детей 4-5 лет


Воспитание звуковой культуры речи детей 4 – 5 лет Выполнила студентка 2 В-зДО – 2 группы4 курсБезверхая А.В. Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом. Исследователи детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. (А.Н. Гвоздев) Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык становится средством общения, т.е. когда дети начинают понимать слова взрослых, обращенные к ним, и произносить первые самостоятельные слова. В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:• развитие слухового внимания•формирование правильного звукопроизношения•выработка правильного речевого дыхания,•умелое использование компонентов интонационной выразительности.Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) ;2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.) . Особенности звуковой культуры речи детей 4-5 лет Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Однако в процессе общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, речь других еще далеко от совершенства. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения , которая заключается в том , что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки , а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков ( шапка - «сапка» , жук - «зук» ). У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ( «Р» , «Л» ) , что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. В средней группе дети овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка , однако у некоторых дошкольников наблюдается нечеткое произношение свистящих , шипящих и сонорных звуков. На данном возрастном этапе педагог учит детей:правильно и четко произносить все звуки родного языка (уделяя особое внимание сложным звукам: - свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]);- отчетливо произносить слова и фразы;- пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности;- развивает фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;- совершенствует работу артикуляционного и голосового аппаратов.Показатели развития : Ребенок к концу года должен уметь : -правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ; - различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие - делить слова на слоги ; - дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; - определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ; - произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ; - выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.