Педсовет Работа с одарёнными детьми. Итоги и перспективы


МКОУ Тогучинского района «Борцовская средняя школа.Педсовет.Работа с одарёнными детьми. Итоги и перспективы.2016г Цель:Проанализировать имеющийся собственный опыт по распознаванию способностей и выявлению одаренных детей с целью дальнейшей корректировки своей работы.
Задачи:Проанализировать и обсудить теоретические аспекты проблемы одаренности.Проанализировать результаты работы учителей на предмет ориентации их деятельности на развитие творческого потенциала одаренных детей.Разработать рекомендации в помощь учителю, содержащие различные методы и формы работы с одарёнными детьми для полного раскрытия их способностей.

План проведения педсоветаТеория.Реалии.Обобщение опыта работы.Проблемы.Перспективы.Решение педсовета. Теория это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Одарённость -
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Одарённый ребенок -

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Эксперимент Дисциплинированный.Неровно успевающий.Организованный.Выбивающийся из общего темпа.Эрудированный.Странный в поведении, непонятный.Умеющий поддержать общее дело.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).Занятый своими делами (индивидуалист).Быстро, «на лету» схватывающий.Не умеющий общаться, конфликтный.Общающийся легко, приятный в общении.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.







Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

Классификации Существуют две крайние точки зрения“все дети являются одаренными”“одаренные дети встречаются крайне редко”
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный(характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y Признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка : Наличие специфических стратегий деятельности.Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.


Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка :Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.


Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психикистепень сформирован-ности одаренности форма проявления широта проявлений в различных видах деятельности особенности возрастного развитияуровень достижений



Основные виды деятельности детей Практическая деятельностьПознава-тельная деятель-ность Художественно-эстетическая деятельностьКоммуникативная деятельностьДуховно-ценностная деятельность одаренность в ремеслахспортивнаяорганизацион-наяинтеллек-туальная одаренность хореографическаясценическаялитературно-поэтическаяизобразительнаямузыкальнаялидерскаяаттрактив-ная(то есть это способность на взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата)одаренность в создании новых духовных ценностей и смысловодаренность в служении людямВиды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»
Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»


проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Явная одаренность Скрытая одаренность Виды одарённости по критерию «форма проявления»


проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)Общая (интеллектуальная) одаренность Специальная одаренность Виды одарённости по критерию «широта проявления в различных видах деятельности»


Виды одаренности по критерию “особенности возрастного развития”Ранняя одаренностьПоздняя одаренность

Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности.Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Таким образом, одаренность оказывается многомерным по своему характеру явлением.Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»


Реалии Нормативно-правовая базаОбластная долгосрочная целевая программа «Выявление и поддержка одарённых детей и талантливой учащейся молодёжи в НСО на 2013-17г.г. Пост.Прав.НСО от 17.09.2012 №430-пШкольная программа выявления и поддержки одарённых детей. Утв. от 28.01.2014 Пр№10 ЦЕЛЯМИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ЯВЛЯЮТСЯ:Выявление одаренных детей; Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

В нашей школе создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей:Борцовская средняя школаВсероссийские,международные областные, школьные олимпиадысистема творческих конкурсовУченические научно-практические конференции Проектная деятельностьЗаочные олимпиады, проекты, конкурсы
Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников за 4 года Результаты муниципальной научно-практической конференции Рейтинговая оценка деятельности учителей МКОУ Тогучинского района «Борцовская средняя школа» с «одарёнными детьми» за 2014-15 учебный год. ФИО учителяРайонный уровеньОбластной уровеньВсероссийскийуровеньМеждународный уровеньДистанционные олимпиадыВсероссийская олимпиада школьниковНПК- муниципальный уровень Общая сумма местоРубцова Е.В.1,1,1,1,11111,1  101Белобородов Н.В.1,1,1,1,1,1,1,1      82Савенкова И.Г.  1 1,1,11,1173Дорн Т.В.1,1,1  11 54Головочёва Н.М.1,1  11 154Михайлова Н.А.   11,1  35Попова О.Г.1 11   35Лазовская С.Л.   11  26Петрушина Л.Д.     1,1 26Головачёва Е.Н.    1,1  26Дортман К.В.   1   17Крякина С.Г.  1    17Журавлёв С.В.       -- Из опыта работы Современные подходы к проблеме одарённости учителя- предметника (Савенкова И.Г.,учитель химии и биологии)Активизация внеурочной деятельности с одарёнными детьми через дистанционные конкурсы(Рубцова Е.В., учитель технологии)

Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми ОдарённостьКонцепция «обогащенного обучения»Джозефа Рензулли Основная задача учителя - помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач. Концепция «обогащенного обучения»Джозефа Рензулли
Стратегия обогащения включает несколько направлений: Расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний,развитие инструментария получения знаний. Обогащение обучения направлено на развитие творческого мышления.


style.rotationppt_wppt_y Стратегия обогащения использует следующие техники: мозговой штурм, метод проектов,исследовательская деятельность, развитие личностных характеристик,упражнения на релаксацию. Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам. Развивающие программы направлены на улучшение состояния эмоциональной сферы (ролевой тренинг, обсуждения в малых группах). Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Они направлены на обсуждение жизненных ценностей или связанные с исследованием проблемы самоактуализации.




применение междисциплинарного подхода; углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; насыщенность учебного материала заданиями открытого типа; поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи; поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы; поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей; оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов, установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.Принципы обучения одаренных детей




Требования к учебному материалуУчебный материалНаучностьРасширен-ныйобъёмМеждисци-плинарный контекстПрактичес-каянаправлен-ностьСоответствиеразнообразиюинтересовучащихсяДискуссион-ное содержание
Проблемы Особенности, присущие одарённому ребёнку. Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей.Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка.Формы и методы работы с одарёнными детьми.Проблемы


После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись:учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету; наставником (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог, …) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме; классным руководителем -координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

наблюдение (в школе, во внешкольной деятельности;специальные психодиагностические тренинги;оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;проведение “пробных” уроков по специальным программам;включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.Методы выявления




1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, 2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. 3) предполагать изучение проблем “открытого типа”, 4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);Программы обучения должны:



8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.; 9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.Программы обучения должны:

Перспективы Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов, особенностях личностного развития их ребенка; периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников; подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности; длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности; проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.



К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...
style.rotation
Решение Учителям- предметникам создавать условия и атмосферу для развития, вдохновения, поощрения, стимулирования, облегчения процесса развития творческих начал в своем ученике. Каждому учителю целенаправленно формировать эту атмосферу в процессе преподавания своего предмета.Возобновить проведение школьной научно-практической конференции среди учащихся начальной школы (вторая неделя апреля).Развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного образования.Учителям- предметникам активизировать проектно- исследовательскую деятельность в среднем и старшем звене по физике, обществознанию, истории ,математики с выходом на районную НПК .

Внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;Продолжить совершенствование базы данных способностей и результатов деятельности одарённых детей.