Реабилитация детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе


Опытно-экспериментальная площадка«Реабилитация детей, отнесенных по состоянию здоровьяк специальной медицинской группе» МОУ СОШ № 4 г. Тамбова Хряпов Владимир Юрьевич,учитель физической культуры 1 Актуальность эксперимента Требование обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья Необходимость комплексного подхода к разработке программно-методического обеспечения физкультурных занятий СМГ Отсутствие методических и практических рекомендаций для проведения занятий 2 Противоречия: -между требованиями социального заказа по обеспечению доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным вниманием к этой проблеме в современной школе;-между традиционными методами обучения физической культуре и новыми методическими подходами. 3 Цель, объект и предмет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:обоснование эффективности методики индивидуальных корригирующих воздействий занятий по физическому воспитаниюв СМГ. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:процесс физического воспитания обучающихся, отнесенных посостоянию здоровья к СМГ. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:средства и методы оздоровительных занятий с детьми, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ . 4 Задачи эксперимента: совершенствовать формы и методыпроведения учебных занятий; разработать и апробировать программно-методическое обеспечение; организовать систематическую целенаправленную работу,ориентированную на сохранение и укрепление здоровьяобучающихся. 5 Гипотеза исследования: эффект оздоровительных занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ усилится,если будут созданы индивидуальныекорригирующие программы иметодики. 6 Механизм реализации эксперимента: Прогностический этапНоябрь 2008 Организационный этапДекабрь 2008 Практический этап2008 год по настоящее время Обобщающий и внедренческий этап2011-2012 7 Диагностика исходного уровня состояния здоровья обучающихся: По данным диспансеризации 2008 года, у обучающихся школы отмеченозначительное увеличение заболеваний: сердечно-сосудистой системы;дыхательной системы;опорно-двигательного аппарата. 8 Диагностика исходного уровня состоянияздоровья обучающихся: По данным НИИ педиатриитолько 10 % детей имеют пропорциональное телосложение, у 40-50 % детей отмечаются различные функциональные нарушения, у половины выпускников школ отмечено нарушение осанки, более чем у 40 % детей имеется нарушение артериального давления. 9 Содержание организационного этапа Комплектование специальных медицинских группперед новым учебным годом должно осуществляться с учетом: возраста;показателей физической подготовленности;функционального состояния;степени выраженности патологического процесса. 10 Содержание организационного этапа: В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе условно можно разделить на две подгруппы: - Подгруппу «А» (школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями) .- Подгруппу «Б» (школьники с патологическими отклонениями - необратимыми заболеваниями).Из учащихся специальной медицинской группы формируют три учебных группы: первая группа — 7—11 лет, вторая группа — 12—14 лет третья группа — 15—17 лет. 11 Содержание практического этапа: - разработка и апробация программы и календарно - тематического планирования по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы; выпуск учебного пособия «Методика физического воспитания учащихся специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях»; разработка структуры проведения учебного занятия при условии работы одной разновозрастной группы. 12 Фоторепортаж: 13 14 Содержание обобщающего и внедренческого этапа: обобщение результатов экспериментальной деятельности; внедрение программно-методического обеспечения в деятельность общеобразовательных учреждений города. 15 Динамика развития физических качеств: 16 1. Гибкость (+ 0,7)2. Координация (+0,8)3. Выносливость (+0,7)4. Быстрота (+0,82)5. Сила (+0,76) Практическая значимость исследования 17 Трудности организации работыСМГ Сложность проведения учебного занятия в связи с разновозрастным составом группы; Учет занятости обучающихся в урочной и внеурочной деятельности при составлении расписания занятий в СМГ; Ежегодно меняющийся состав группы (около 50%); Недостаточная заинтересованность детей и их родителей в сохранении и укреплении здоровья; Учет индивидуальных показателей здоровья при проведении основных уроков физической культуры. 18 Результаты эксперимента: 1. В учебном процессе внедрена программа и методика оздоровительной работы, учитывающая индивидуальный подбор корригирующих упражнений для обучающихся специальной медицинской группы. 2. Подтверждена эффективность предложенной методики организации учебной деятельности по реабилитации детей, отнесенных к СМГ. 19 Основные выводы: В результате исследования снизилась заболеваемость, повысилась физическая подготовленность обучающихся.В ходе реализации эксперимента обучающиеся овладели умением планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности.3. Эксперимент позволил овладеть обучающимся умением использовать приобретенные навыки в практической деятельности и повседневной жизни для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. 20 Список литературы: Аухадеев, Э.И. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах / Э.И. Аухадеев, С.С. Галеев, М.Р. Сафин. – М.: Высш. шк., 1986. – 135 с.2. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие для техникумов / Э.Г. Булич. – М.: Высш. шк., 1996. – 185 с.3. Виленская, Т.Е. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах / Т.Е. Виленская, Э.А. Кудаев // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 1. – С. 25-27.4. Хрипкова, А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / / http:// fis-edu.ru.5. Язловецкий, В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем / В.С. Язловецкий. – Киев: Здоровье, 1991. – 232 с. 21 22