Презентация к педагогическому совету на тему «Введение ФГОС основного общего образования: первый опыт, проблемы и перспективы»


«Введение ФГОС основного общего образования: первый опыт, проблемы и перспективы» Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897 к результатам освоения ООП ООО;к структуре ООП ООО, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объёму, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации ООП ООО в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.  ФГОС ООО – совокупность требований В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. «Портрет выпускника основной школы» любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Цель образования Новые социальные запросы определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Требования к результатам освоения ООП ООО личностным метапредметным (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) предметным (внутришкольный мониторинг организуется администрацией и осуществляется классным руководителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики) Представление опыта работы Требования к результатам освоения ООП ООО личностным метапредметным (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) предметным 70% учебного времени 30% учебного времени (исследования, проекты, творческие мастерские и другие формы учебной деятельности) Представление опыта работы Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Регулятивные УУД целеполагание;планирование;прогнозирование;контроль (волевая саморегуляция);коррекция;оценка. Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем Самостоятельное выделение и формулирование учебной целиИнформационный поискЗнаково-символические действияСтруктурирование знанийПроизвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтенияРефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаковСинтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентовВыбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектовПодведение под понятия, выведение следствийУстановление причинно-следственных связейПостроение логического рассужденияВыдвижение гипотез, их обоснованиеДоказательство Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем Формулирование проблемыСамостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества;постановка вопросов;построение речевых высказываний;лидерство и согласование действий с партнером. Начальная школа Основная школа Программа формирования УУД Программа развитияУУД Старшая школа Программа развитияУУД «Учить ученика учиться» «Учить ученика учитьсяв общении» «Учить ученика учитьсясамостоятельно» Основная цель в развитии УУДна каждом из уровней образования Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Целью программы развития УУД ООО является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству. Задачи: организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе; реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов; включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся; обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию. Форма оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.Итоговой проект выполняется в рамках одного или нескольких учебных предметов.Результат (продукт) проектной деятельности:а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;г)отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Специфика УУД в данной возрастной группе «Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия». Проектная и исследовательская деятельность Примерная ОП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15):«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и учебно-исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности» Проектная и учебно-исследовательская деятельность «Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности». Главный итог – в самих учениках Оцениваем деятельностьи изменение в ученике, а не продукт Основные отличие проекта от исследования Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат. В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы. Типология форм проектов(в ООП описываются только те типы, которые реально используются в ОУ) По видам По содержанию По количеству участников По длительности Информационный, творческий, социальный, прикладной, игровой и пр. Монопредметный, метапредметный, деятельностный и пр. Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный, общешкольный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе через сеть Интернет) От проекта-урока (минипроект) до многолетнего проекта По учебной цели Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала и пр. Индивидуальный и групповой проекты Индивидуальный проект Групповой проект Отрабатываются регулятивные и личностные УУД Отрабатываются коммуникативные УУД Отрабатываются познавательные УУД Ни в коем случае не выполнять за учениковуниверсальные учебные действия! Представление опыта работы Учебное исследование УУД, отрабатываемые при проведении исследования постановка проблемы аргументирование актуальности формулирование гипотезы планирование деятельности контроль за деятельностью коррекция деятельности оформление результатов презентация результатов Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы! Не выполнять за учениковуниверсальные учебные действия! Формы организации учебного исследования Урочные формы Внеурочные формы Урок-исследование Урок-лаборатория Творческий отчет Урок изобретательства Урок-презентация Урок-экспертиза Урок-совещание Исследовательская практика Экспедиции(полевые исследования) Элективные занятия Научное общество учащихся Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах и пр. Выездные мероприятия Важно понимать, какие УУД в каждомконкретном случае отрабатываются! Представление опыта работы Метод «Комплименты» Проект решения Спланировать работу в МО по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов по введению ФГОС ООО.Педагогам школы активнее внедрять в образовательный процесс технологию организации проектной деятельности и технологию организации исследовательской деятельности. Учителям школы при разработке уроков учитывать требования, предъявляемые стандартом ООО.    Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на обобщение и распространение  опыта введения и реализации ФГОС ООО в учреждении и за его пределами.Провести конкурс уроков, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС.