Презентация по русскому языку Обучение выпускников формулировке проблемы, комментарию к основной проблеме текста, нахождению авторской позиции и аргументации собственного мнения 10 класс


Обучение выпускников формулировке проблемы, комментарию к основной проблеме текста, нахождению авторской позиции и аргументации собственного мнения Сколько критериев оценки эссе мы знаем? Какие из них считаются главными? Почему? Композиция сочинения 1. Вступление. 2. Проблема, над которой размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение). Вступление (1-2 предложения) Задачи:вступить в контакт с читателем;подготовить его к восприятию текста;подвести к формулировке проблемы.О чем писать:сообщение о теме (о чем текст);сообщение об авторе (если знаем);цитата, связанная с проблематикой темы;риторический вопрос, восклицаниеМожно начать сразу с формулировки проблемы. С1. Формулировка проблемы Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь)Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы. Проблема может быть сформулирована двумя способами: Проблема чего, какая? – Одним словом или словосочетанием:ОдиночестваМилосердияЭкологии ВоспитанияВзаимоотношений «отцов и детей» В форме вопроса:Что важнее – закон или совесть?Может ли прогресс быть человечным?Необходимо ли милосердие в нашей жизни?Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Типовые конструкции Автор поднимает проблему…Автор затрагивает очень важную проблему…Автора текста волнует проблема…Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..Текст … заставил меня задуматься над проблемой…Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение(1-2 предложения) Прокомментироватьпроблему – значит показать степень понимания текста;умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора;ход авторской мысли; указать, что делает автор, чтобы донести до читателя свою проблему Требования к комментарию Комментарий к проблеме может включатьхарактеристику проблемы;анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;анализ аспектов (микротем);синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли: Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п. Глаголы, передающие мысли, особо важные автору Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п. Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции Автор считает, утверждает, что…; убеждён в том, что; делает вывод, что… Обратите внимание! Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме. Типичные ошибки в комментарии Замена комментария пересказом содержания исходного текста. «Автор пишет о том, как к нему пришел старый фронтовик и рассказал о бессовестных молодых людях, так и не уступивших ему место в метро. Публицисту пришла в голову идея, как можно бороться с ними» и т.п. 2. Замена комментария описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного. «Мне текст понравился. Проблема невоспитанности – вечная проблема, которая волнует и автора текста. Я думаю, что он передает своё отрицательное отношение к подобным явлениям нашей жизни». Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д Вариант «банка» аргументов Блоки проблем Проблемы Утвержда-ющие тезисы а) Аргументы из читательского опыта;б)аргументы из жизненного опыта Типы аргументации. Поддерживающая Тезис Прямые доказательства Вывод Типы аргументации. Опровергающая Тезис Обратныедоказательства Антитезис Её зовут…. лень Моя «она». Антон Павлович ЧеховОна, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли… Её зовут — Лень. 1885 Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Итак, какова, по-вашему, проблема данного текста? Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы:Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)? Какие комментарии вы могли бы предложить? Сколько их должно быть? Пример текстуального комментария Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчеркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя она» – причина всех его несчастий; с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку. Пример концептуального комментария Лень… Действительно, какое «поэтичное» слово! Кто из нас не знаком с ней?! Не случайно и называют ее часто «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский текст, невольно проводит параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана компьютера и сесть за выполнение домашнего задания! Как трудно заставить себя что-то сделать заблаговременно: постоянно находятся «отговорки», что это можно сделать завтра. Практически ежедневно каждому из нас приходится бороться с ней, коварной, или, к сожалению, как и чеховскому герою, уступать ей. Речевые клише Несомненна актуальность поднятой автором … Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что… Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как… Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации… Поднятая нравственная проблема, злободневна… Типичные ошибки Комментарий отсутствует.Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная.Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.Комментарий заменяется пересказом.Комментарий заменяется перечнем проблем. В чем состоит позиция автора?Что он хочет нам сказать?Согласны ли вы с ним? Подумайте над аргументами. Что мы должны аргументировать? Сколько должно быть аргументов?Что вы можете предложить? Вывод?