Организация образовательной  деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО


«Организация образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО»Учитель истории и обществознания МОУ «Масловская школа» Чекос Татьяна Владимировна Главная особенность нового стандарта (ФГОС) - его деятельностный характер Главная цель ФГОС - развитие личности школьника ФГОС включает в себя: - Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - Требования к структуре ООП ООО - Требования к условиям реализации ООП ООО Требования к результатам Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. • Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;• Сформированность мотивации к обучению;• Сформированность ценностно-смысловых установок;• Способность ставить цели и строить жизненные планы.* * *• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;• Смысловое чтение;• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.* * *• Использование различных видов деятельности по получению новых знаний в рамках предмета;• Преобразование и применение полученных знаний в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;• Владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Требования к структуреэто система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования Целевой раздел: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты 3. Система оценивания Содержательный раздел: 1. Программа развития УУД 2. Программы учебных предметов 3. Программа воспитания и социализации Организационный раздел:1. Учебный план 2. Система условий реализации образовательной программы Требования к условиям реализацииСоздание комфортной для обучающихся и педагогов образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе  Для достижения запланированного результата, требования к которому предъявляет ФГОС, современному учителю необходимо принимать во внимание целый ряд условий для организации эффективного образовательного пространства урока: - Целеполагание - Мотивация- Практическая значимость знаний и способов деятельности- Отработка универсальных учебных действий- Подведение итогов каждого урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока- Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии - Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебной деятельности с разными источниками информации- Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности- Минимализация и вариативность домашнего задания- Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке Принимая во внимание все вышеперечисленные моменты, которые необходимо учитывать учителю при подготовке к современному уроку, можно предположить, что примерная логическая схема учебного занятия в соответствии с ФГОС выглядит следующим образом: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапЦель этапаМотивационныйСформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного предмета.ОриентировочныйСформировать цели урока, составить план по достижению целиИсполнительскийРеализовать план действий, составленный на предыдущем этапеКонтрольныйПроверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения целиРефлексивныйПроанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность Главным субъектом, на которого ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать: принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС; включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества; Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов; Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников. Вывод: успешность инноваций в образовании сегодня во многом зависит от личности учителя и его готовности реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта. Современный учитель должен проектировать свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы наряду с формированием предметных результатов, обеспечить развитие у обучающихся ценных личностных качеств и универсальных учебных действий.