Общение без конфликтов. Занятие по курсу Основы социализации личности.


«Общение без конфликтов»Эпиграф:Те, кто не может варить суп, заваривают кашу. /В. Домиль/ спорконфликт конфликтная ситуацияинцидентПопробуйте самостоятельно дать определение этим словам, что они обозначают. Перед вами следующие понятия: СПОР - Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.Конфликт – это столкновение интересов, планов, действий разных людей; потребностей одного человека.Теоретические определения понятий: 1. Внутренний  конфликт или внутриличностный.Его можно назвать – холодная напряжённость (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал.Виды конфликтов 2. Межличностный конфликт.Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.  3. Межгрупповой конфликт - конфликт между микрогруппами в коллективе или между различными социальными группами, отстаивающими противоположные интересы и цели. Для МК характерны такие социально-психологические явления, как внутригрупповой фаворитизм, кристаллизация «образа врага», межгрупповая дискриминация и др. – острое столкновение противоположных политических сил, взглядов. Включает в себя борьбу государств, наций, общественно-экономических укладов, социальных и этнических групп, политических партий и движений. Особенности политического конфликта определяются различиями интересов и целей, выдвигаемых участниками политического процесса. Источниками политического конфликта могут быть: столкновение различных политических ценностей; неадекватное восприятие целей и характера поведения партнеров в политической игре, превращающихся в политических противников; разлад между ожиданиями, намерениями и поступками людей и т. д.4. Политический конфликт. Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта: Практическая работаПричины конфликтов:123Методы выхода из конфликта: 123 Причины конфликтов: • несовпадение целей и желаний;• неуважение к другим людям;• неумение общаться;• разница чувств и состояний;• незнания правил и норм поведения, законов.Методы выхода из конфликта:Не оставаться наедине со своими неприятностями. Надо рассказать о неприятностях человеку, которому вы доверяете. В трудную минуту особенно важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах другого человека.Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой.Не позволять себе раздражения, гневного состояния.Не упрямиться, не позволять себе быть капризным.Нельзя быть совершенством во всем всегда. Не ругать себя, если что-то не получается на высоком уровне.Не предъявлять чрезмерных требований окружающим, принимать людей такими, какие они есть Анкетирование: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АВСDE1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Всего Всего Всего Всего Всего Инструкция:Прочитайте 20 утверждений. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта – поставьте цифру 3, если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда – 2, если редко или никогда – 1. Я прошу ребят остановитьсяСтараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно.Помогаю ребятам понять друг друга.Пытаюсь растащить ребят.Пусть конфликт разрешится сам собой.Нахожу “зачинщика”.Ищу причину, из-за которой возник конфликт.Ищу компромиссное решение.Обращаю все в шутку.Говорю: не делайте “шума из ничего”.Заставляю прекратить и извиниться.Вдохновляю на поиск другого решения.Помогаю им решить, от чего стоит отказаться.Стараюсь переключить внимание.Не мешаю “сражаться”, пока кто-нибудь не победит.Ссылаюсь на правила поведения.Предлагаю несколько вариантов решения на выбор.Помогаю всем почувствовать себя комфортнее.Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом.Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.Когда конфликт в классе, я: А – трезвый подход – вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что можно, а что нельзя.В – проблемно-разрешающий подход – вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.С – компромиссный подход – вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что “немножко” лучше, чем “ничего”.D – затушевывающий (сглаживающий) подход – вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимание.E – игнорирование – вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.А теперь подсчитайте сумму балов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Интерпретация ответов: Упражнение «Сложная ситуация»Каждый оказывался в сложной ситуации. Ситуация – выход; подберите и запишите свои варианты выхода из сложных ситуаций:Тебе надо отпроситься у учителя с классного часа.Тебя публично обвинили в том, что ты не делал.Мама, придя с работы уставшей, начинает отчитывать тебя за беспорядок.Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.Ты опоздал на урок.На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль. Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты: 1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость. 2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других. 3. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются. 4. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах. 5. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Специальные правила предупреждения конфликтов: - не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела; - постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»; - не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу; - умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок! Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останетсяПритча о гвоздях “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”/Генри Тэйлор/