Презентация для родителей и педагогов Особенности подросткового возраста


* Подростковый возраст Особенности и риски * Подростковый возраст – это… «Можно смело сказать, что ребёнок вырос, когда он перестаёт спрашивать, откуда он взялся и начинает отказываться говорить, куда он идёт» – это беспокойство: “Вдруг я не такой как все?” и ужас: “Вдруг я такой как все? ” * Особенности: Бурный физический рост и половое созревание;Особенности состояния и поведения подростков: раздражительность, плаксивость, трудности координации, негативизм, нарушение дисциплины;Оценка поступков идет более категорично и эмоционально чем у взрослых («максимализм»). * Особенности развития личности: Становление самосознания (Кто я? Что я могу? Принимаю себя или нет? и т.д.);Появление устойчивой самооценки;Образ «Я»;Важный компонент: образ физического «Я» (представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности»);Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно; Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе;Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде;Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». * Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение со сверстниками; Учебная; Общественно-значимая деятельность; Досугово-образовательная; Начало профессиональной ориентации. * Группы интересов (доминант): «Эгоцентрическая» - интерес к собственной личности; «Доминанта дали» - установка на большие масштабы; «Доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению; «Доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному. * Подростковый комплекс (специфические поведенческие характеристики): Реакция эмансипации (попытки освободиться из-под опеки взрослых. Крайний вариант - бродяжничество);Реакция группирования со сверстниками (повышенный интерес к общению со сверстниками, формирование собственной субкультуры);Реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка. * Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков: Медицинские предпосылкиОбъективные факторыСубъективные факторы * Медицинские предпосылки: Патология беременности и осложненные роды;Тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте;Сотрясения головного мозга (особенно многократные). * Объективные факторы: Экономическое/ социальное неблагополучие (неполные семьи, социальная изолированность, неудовлетворительность жилищных условий, безработица);Общественная необустроенность (районы с вокзалами, общежитиями, высокий уровень преступности, часто меняющиеся жильцы, разобщенность людей);Переводы и частые переезды (переводы из школы в школу, частые переезды усиливают риск в связи с кризисом адаптации);Доступность алкоголя и наркотиков. * Субъективные факторы: Семейная предрасположенность (семьи с алкогольными «традициями»);Неумелость, патологические формы воспитания (постоянная занятость родителей, отсутствие четких норм поведения, гипоопека, непоследовательность воспитания, жесткий стиль воспитания, гиперопека, легкий и неконтролируемый доступ к деньгам);Антисоциальное поведение и гиперактивность (этот фактор риска главным образом связан с мальчиками 5-7 лет);Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к нему;Неуспеваемость (начиная с 5-6 классов, неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками, ингалянтами);Отсутствие желания продолжать обучение в школе;Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками;Положительное отношение к алкоголю и наркотикам (считают, что от спиртного нет вреда, алкоголь ассоциируется с «хорошо проведенным временем»). * Факторы защиты: Чувство юмора;Внутренний самоконтроль, целеустремленность;Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком, помимо родителей (более взрослый «трезвый» товарищ, учитель и т.д.);Уважение законов и норм общества, школы, семейных стандартов, исключающих употребление алкоголя и наркотиков;Наличие любви и заботы в семье;Преданность и близость;Доверительные отношения с родителями;Возможность активного участия в работе социальной группы;Наличие определенных обязанностей и успехи в их выполнении;Успешное овладение навыками принятия решений;Наличие социальной поддержки;Признание и одобрение правильных действий;Интерес к учебе, духовному росту;Наличие увлечений;Интерес к религии. * Рекомендации для родителей: использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную сторону; давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при помощи специалистов, товарищей принимать решения; для преодоления конфликтов организовывать совместную деятельность, которая должна быть значимой и соответствовать возможностям подростков;чаще обращаться к подростку с просьбами, а не с приказами, иметь чувство такта и меры; позаботиться, чтобы одно из увлечений подростков стало более стойким, чем другие; воспитательная работа с подростками должна направляться на развитие здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом; не использовать авторитарный стиль воспитания, оптимальным является вариант - «всегда рядом и чуть впереди»; в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе», изменять свой характер, качества своей личности;не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать тaк, чтобы они увидели и почувствовали вкус новых отношений, испытали радость совместных забот, тревог, борьбы и победы. * Рекомендации для родителей: Расскажите подростку о том, что с ним творится.Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека.Ни в коем случае не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка!Старайтесь не отвергать друзей вашего ребёнка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить.Интересуйтесь жизнью подростка.Главное в Ваших взаимоотношениях с ребёнком – взаимопонимание и доверие.Дети не должны быть предоставлены сами себе, проводите с подростком больше времени вместе.Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны.Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических, так и материальных.Никогда не лгите ребёнку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. * Специалисты, которые Вам помогут: Надежда Сергеевна ПопковаПедагог-психолог ГБОУ средняя школа № 3658 (921) 44 – 222 – 12708 – 40 – 41 Телефон экстренной психологической помощи для детей, подростков и родителей (анонимно, круглосуточно, бесплатно).576 – 10 – 10 (бесплатно с городского)8 – 800 – 2000 – 122 (бесплатно с мобильного)Служба детского телефона доверия (анонимно, круглосуточно, бесплатно). Также очный приём психотерапевтов и медицинских психологов. * Спасибо за внимание!