Формирование лексико — грамматических категорий у детей с ТНР с использованием зрительных символов


Воспитатель группы компенсирующей направленностиАнфимова Антонина Александровнавысшая квалификационная категория Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием зрительных символов. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования «Город Архангельск»«Детский сад комбинированного вида № 59 «Белоснежка» Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ТНР, является одной из трудных задач в коррекционной работе, учитывая своеобразие развития речевой деятельности детей данной категории. В работе с дошкольниками с речевым недоразвитием, по формированию лексико-грамматических категорий, я использую зрительные символы, когда каждая лексико-грамматическая категория приобретает своё условное изображение. Выбранный мной метод, обусловлен тем, что словесный метод обучения детей дошкольного возраста с речевой патологией без опоры на наглядность малоэффективен, что обусловлено возрастными особенностями, а также особенностями вербального внимания у детей данной категории. Цель использования графических символов: формирование восприятия и различения значения, которые заключены в лексических и грамматических единицах;формирование языковых обобщений;развитие процессов словообразования;развитие процессов словоизменения;формирование целостного речевого высказывания;формирование языковой компетенции. Алгоритм работы по формированию лексико-грамматических категорий с использованием зрительных символов Обучающий этап. Формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией - на этом этапе, при показе символа, вопрос или задание формулирует логопед. Практический этап. Ребенок самостоятельно формулирует вопрос или задание, опираясь на зрительный символ. Итоговый этап. Ребенок формулирует вопрос или задание без опоры на зрительный стимул. «Отгадай предмет»(формирование словаря ребенка) «Назови одним словом»(формирование обобщающих понятий) «Четвертый лишний»(Дифференциация обобщающих понятий) Символы лексико-грамматических категорий «Скажи наоборот»(формирование словаря антонимов) «Назови по другому»(формирование словаря синонимов) «Назови семейку слов»(формирование навыка подборародственных слов) «Назови ласково»(образование существительных с уменьшительно-ласкательнымисуффиксами) «Назови, если предмет огромный»(образование существительныхсо значением увеличения) «Как назвать профессию человека, который …»(формирование словаря ребенка) «Назови ветку, ствол, лист ….»(образование относительных прилагательных) «Скажи, какой ……?»(образование относительных прилагательных) «Подружи слова »(образование слов со сложной морфологической структурой) «Как назвать, если предмет сделан из…»(образование относительных прилагательных) «Назови детеныша / птенца»(формирование лексикии словообразовательныхнавыков в ед. числе) «Назови маму»(формирование лексикии словообразовательных процессов) «Чей хвост?»(формирование притяжательныхприлагательных) «Чьи лапы?»(формирование притяжательныхприлагательных) «Чья голова?»(формирование притяжательных прилагательных) «Один – много»(образование категориимножественного числа) «Назови детенышей / птенцов»(формирование лексикии навыков словоизменения) «Назови семейку»(расширение словаря и формированиесловообразовательных процессов) «Чего не стало?»(практическое употребление родительного падежа множественного числа) «Чего не стало?»(практическое употребление родительного падежа единственного числа) «Посчитай»(согласование числительныхс существительными) Зрительный символ при формировании лексико-грамматических категорий: является эффективным средством, облегчающим процесс восприятия лексико-грамматических категорий за счёт образования искусственных ассоциаций; является средством для формирования понимания и различения значения, которые заключены в лексических и грамматических единицах;является вспомогательным средством при построения будущего высказывания; Индивидуализировать процесс обучения, за счёт изменения содержания и уровня сложности обучающего материала.Снять негативизм от многократных повторений обучающего материала.Активизировать мыслительную деятельность, т.к. позволяет вариативность использования одного и того же стимула.Развивать способность осознано совершать действия с лексико-грамматическим материалом, опираясь на сформированные навыки и приобретённые знания.Использование зрительных стимулов доказывает свою эффективность, как на стадии обучения, так и в практической деятельности по закреплению пройденного материала на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Данная работа позволяет: Варианты игр с использованием учебно-игрового пособия: «Загадочные символы» Игра: «ПОДБЕРИ КАРТИНКИ»(обучающий этап) Цель. Формирование восприятия и различения значений, которые заключены в лексических и грамматических категориях, соотнесение их со зрительным символом. Оборудование. Картинки на которых визуально изображены лексико-грамматические категории, карточки с изображением символов лексико-грамматических категорий . Правила игры. Ребёнок должен из ряда картинок подобрать и назвать изображенную лексико-грамматическую категорию , которая соответсвует изображенному символу . Игра: «ПОДБЕРИ КАРТИНКИ» *На начальном этапе значение символа уточняет педагог, далее правила игры усложняются, дети самостоятельно определяют значение символа и количество картинок и символов увеличивается. Игра: «Загадочное лото»(обучающий этап) Цель. Развитие у детей навыка распознания закодированных лексико-грамматических категорий в изображенных символах. Оборудование. Карточки с изображенными на них символами лексико-грамматических категорий, мешочек с фишками, на каждой из которой одно изображение, которое совпадает с одним из символов на карточке. Правила игры. Участникам игры раздаются карточки с изображенными на них символами, а ведущий достает фишки, и не показывая изображения играющим, называет изображенный символ. Игрок, обнаруживший названный символ на своей карточке, забирает фишку, закрывая на карточке соответствующее место. Игра: «Загадочное лото» *На начальном этапе, роль ведущего выполняет педагог. Игра: «Загадочные превращения»(практический этап) Цель. Формирование понимания и различения значения, которые заключены в лексических и грамматических единицах, развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом. Оборудование. Символы лексико-грамматических категорий, предметные картинки. Правила игры. Ребёнок выбирает предметную картинку, подбирает к ней символы лексико-грамматических категорий и изменяет название изображенного предмета в соответствии с выбранными символами. Игра: «Загадочное домино»(практический этап) Цель. Развитие навыка распознания закодированных лексико-грамматических категорий в изображенных символах, соотнесение их с соответствующими им визуальными изображениями лексических или грамматических единиц. Оборудование. Фишки домино с изображением символа лексико-грамматической категории с одной стороны и визуальным изображением предметов, позволяющее соотнести изображение к какой либо лексико-грамматической категории с другой стороны. Правила игры. Дети выкладывают цепочку из фишек домино, в которой к выпавшему символу подбирается фишка с изображением картинки соответствующей лексической или грамматической категорией, при этом ребенок озвучивает свой выбор. Игра: «Загадочное домино» Игра: «Отгадай, назови, скажи»(практический этап) Цель. Развитие способности совершать действия с лексико-грамматическим материалом, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания с опорой на символы лексико-грамматических категорий. Развитие коммуникативной деятельности. Развитие речемыслительной деятельности, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы. Оборудование. Символы лексико-грамматических категорий, волчок со стрелкой, фишки. Правила игры. Символы раскладываются вокруг волчка, дети рассаживаются по кругу и по очереди крутят волчок, ребенок должен задать вопрос играющим в соответствии с выпавшим ему символом и оценить правильность ответа. За правильно сформулированные вопросы и ответы дети получают фишки. Цель. Развитие способности совершать действия с лексико-грамматическим материалом, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания без опоры на символы лексико-грамматических категорий. Развитие коммуникативной деятельности. Развитие речемыслительной деятельности, произвольных процессов, эмоционально-волевой сферы. Оборудование. Мяч. Правила игры. Дети встают в круг, бросая по очереди друг другу мяч, ребенок задает вопрос тому, кому он бросил мяч и оценивает правильность ответа. Игра с мячом: «Отгадай, назови, скажи»(ИТОГОВЫЙ этап) Использование в работе графических символовпри формировании лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возрастас ОНР, как показывает практика, позволяет добиться высоких положительных результатов. Используемая литература 1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.,19972.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.,1994.3.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М.,19674.Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Логопед № 2/20085.Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2001.6.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.,1999.7.Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н.Шаховской // Расстройства речи и методы их устранения. – М.,1975.