Презентация по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников на тему Задачи и содержание экологического образования детей дошкольного возраста


Задачи и содержание экологическогообразования детей дошкольного возраста Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой.Преподаватель методики экологического воспитания Кукарина О.С. Современное экологическое образование – новое направление дошкольной педагогики, её составляющие: 1. Традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующие на: - тесном контакте детей с природой; - натуралистических наблюдениях, экскурсиях (К.Д.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой.); 2. Народные традиции. 3. Мировой опыт. 4. Современная школьная экология. Экологическое образование и «устойчивое развитие». Основная идея «устойчивого развития» - сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Воспитывая детей, необходимо уделять внимание следующим вопросам: - пониманию самоценности природы;- осознанию ребёнком себя, как части природы;- воспитанию уважительного отношения ко всем природным объектам;- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;- пониманию того, что в природе всё взаимосвязано;- пониманию того, что нельзя уничтожить то, что не можем создать; Воспитывая детей, необходимо уделять внимание следующим вопросам: - формирование у детей желания сохранить окружающую среду;- усвоению азов экологической безопасности;- усвоению первоначальных сведений о рациональном природопользовании природных; ресурсов;- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Составляющие экологическойкультуры Экологическоесознание Деятельность в природе Осознанно-правильноеотношение к объектам природы Экологическоесознание Потребности,интересы,установки Овладениеэлементами научныхзнаний о природе, в разнообразной деятельности Умение использовать ихв реальнойжизни, в поведении Деятельность в природе Восприятиеприроды Овладение умениями и навыками по уходу за живыми объектами Природоохраннаядеятельность Осознанно-Правильное отношение к объектам природы Эмоции,переживания, чувства Эстетическаяи этическаяоценки Готовность оказать помощь нуждающимся в нейлюдям, животным,растениям Формирование начал экологической культуры - «Становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим е на основе её богатства материальные и духовные ценности».С.Н. Николаева Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Н.А. Рыжова Задачи экологического образования - Формирование элементов экологического сознания.- Формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.- Воспитание гуманного отношения к природе. Концепция экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Структура концепции: - Введение.- Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.- Организация и управление в сфере экологического воспитания дошкольников.- «Отношение» - конечный результат экологического воспитания.- Воспитатель – носитель экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: ПЕРЕДАЧА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОТНОШЕНИЕ - научность- доступность- гуманистичность- прогностичность- деятельность- интеграция- целостность- конструктивизм- регионализм- системность- преемственность Аспекты содержания экологического образования Направления в содержании экологического образования (по Н.М. Черновой) Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников Биоэкология (классическая экология) Социальная экология (в т.ч. экология человека) Прикладная экология (охрана природы) Передача экологических знаний Трансформация экологических знаний в отношение Содержание экологического образования дошкольников КРУГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ - СВЯЗЬ РАСТИТЕЛЬНЫХ И ЖИВОТНЫХ ОРГАНИЗМОВ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, МОРФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К НЕЙ; СВЯЗЬ СО СРЕДОЙ В ПРОЦЕССЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ;- МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО; ОБЩЕСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ;- ЧЕЛОВЕК, КАК ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЗДОРОВЬЕ И НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ. Средства достижения целей и задач экологического образования дошкольников - сюжетно-ролевая игра;- практическая деятельность;- создание изопродукции;- общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира;- экспериментирование;- речевая деятельность;- обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;- наблюдение;- просмотр книг, картин, телепередач природного содержания. Воспитатель – носительэкологической культуры. Конечный результат экологического воспитания – формирование осознанно-правильного «отношения» к природе. «Метод создания и поддерживания необходимых условий жизни для живых существ» - главный метод экологического воспитания детей. Реализация Концепции экологического воспитания дошкольников в ДОУ - использование программ экологического образования, созданных на основе идей Концепции в ДОУ;- создание и экологизация развивающей среды в ДОУ;- использование всех видов экологически ориентированной деятельности;- повышение экологической грамотности педагогов и других сотрудников. Типовая модель экологического воспитания дошкольников в ДОУ Цель – формирование у детей начал экологической культуры Содержание экологического воспитания Диагностика Метод «экологической» деятельности Наблюдение – метод чувственного познания природы Метод моделирования Словесный метод Игровой метод Результат – экологическая воспитанность дошкольника Воспитатель – носитель экологической культуры Эколого-развивающая среда детского сада Технологии:сезонное планирование