Презентация на тему Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся с НВ ОНР


Пропуск букв в словах: нейропсихологический подход к проблеме Выполнила: Тарабрина Е.А.,учитель-логопед МБОУ «СШ №3»г. Смоленска 2015 Нейропсихология – раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования. Эта наука сформировалась в 30-40-е гг. 20в. на стыке психологии и медицины. Основоположник-А.Р. Лурия. Теоретические основы заложены Лурия, Выготским. Задачи нейропсихологии:1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур. Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. ОБРАЗ СЛОВАСемантическаяприрода словаГрамматическаяприрода слова Графическаяприрода словаФонематическаяприрода словаДуб Пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:-ребенок первый раз слышит слово;-ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;-ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал его написанным. Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например, в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:-у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;-ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами. «МАГАЗИН»Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве.М - маленькаяы - ы-ы-ы!Ш – шуршить – мягкая шубкаЭто упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка. «КУЗОВОК»Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ок. ПОЛОЖИ ВКОРЗИНУПОЛОЖИ В ПАКЕТ РУКА-АКУР«АРАБСКОЕ ПИСЬМО»Логопед диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, т.е. задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. «ДРЕВНЕРУССКОЕ ПИСЬМО»Логопед диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных. Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого задания отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.РУКА-Р…К…РУКА-…У…А «НЕУДАЧНЫЙ РОБОТ»Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый-конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи логопед должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова – только 2 средние буквы. Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова. По_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _де_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ник «ВОЛШЕБНЫЙ ДИКТАНТ»В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы: слова с буквой с обозначаем Х, слова с гласной е - , а все остальное /.Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.«Мы смотрим на птичьи стаи в небе.»/ Х / / Х / - «СЛОВЕСНЫЙ МЯЧ»Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. Можно называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.ЗАЯЦ-ЦАПЛЯ-ЯЩИК-КОРОВА-АРБУЗ «СЛОВЕСНЫЕ ЦЕПОЧКИ»В процессе игры составляется цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, т.е. можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.АРБУЗ-БУЗИНА-НАРОД-РОДНИК-НИКЕЛЬ «БУХГАЛТЕР»Логопед называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.ЛОГОПЕД: ДЫМ, ЛУГ – 2 БУКВА.РЕБЕНОК: Ы, У. «БАЛДА»Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если составлено слово «балда». Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово – победа. Играя с логопедом, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.Л_ _ _Н ЛИТЕРАТУРА:Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. М., 2009. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!