Презентация по технологии Каргопольская глиняная игрушка 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Плесецкая средняя школа»Тема: Каргопольская глиняная игрушка Составила учитель начальных классов МБОУ «Плесецкая школа» Валявкина Елена Владимировна Плесецк 2015 г. В Архангельской области расположен старинный русский город Каргополь. Он стал одним из заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла. Производство глиняных игрушек живо до сих пор. Возникновение промыслаИстоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 – 13 века. Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Дружинин Иван Васильевич (1887-1949) - один из самых талантливых мастеров. Игрушки И.В. Дружинина известны сейчас как "классические" каргопольские. Каргопольская игрушка была блеклой, неяркой: покупными красками мастер не располагал. Мел, печная сажа, цветная глина — вот и все краски. Бабкина Ульяна ИвановнаИз Гринева и известная мастерица-игрушечница Ульяна Ивановна Бабкина. Ульяна Ивановна начала делать игрушки с 15 лет и занималась этим всю жизнь (1888-1977), не дав прерваться традиции изготовления игрушек. Именно она сохранила образ Коня-Полкана, или Полихана - бородатого кентавра, который является одним их самых популярных персонажей в каргопольской игрушке.
Династия ШевелёвыхБольшой вклад в развитие промысла внесла династия Шевелевых. Род Шевелевых происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя. Гончары и игрушечники в пяти поколениях, подобно многим крестьянам на Русском Севере, оказываются в городе, сами становятся известными мастерами и воспитывают детей и внуков - художников. «Беломорские узоры»Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек. Александр Петрович Шевелев (1910 - 1980 г.г.) был основателем цеха по производству игрушки каргопольского филиала "Беломорских узоров Дом-музей ШевелёвыхВ 2003 году в Каргополе был открыт Дом-музей семьи Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. В музее, на кухне с традиционной русской печью, проходят мастер-классы по изготовлению игрушки.
Сейчас в Каргополе работает центр народных ремесел "Берегиня", где можно посмотреть на игрушки, приобрести их, и даже попробовать слепить их самостоятельно под руководством молодых мастеров этого древнего ремесла. Подготовки и изготовление каргопольской игрушки включает три этапа. Первый этап –подготовка глины. Берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук. Второй этап – лепка фигурки. Руки мастера были и есть главным инструментом. И служат они мерилом для размера фигурки – все игрушки лепятся величиной с ладонь. При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми. Как фигурка готова, ее сушат, а затем обжигают в печи. Заключительный этап - разукрашивание игрушки. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая - белая, черная, да редкие мазки киновари по выбеленной поверхности является особенностью каргопольской игрушки. РосписьРоспись каргопольской игрушки сохраняет прочную связь с древними мотивами.Обожженную игрушку расписывали нехитрым узором - это полоски, волнистые линии, точки, кресты. Практическая частьПервый этап.Прежде чем начать изготовление игрушки из глины, делаем эскиз на альбомном листе. Для изготовления игрушки из глины понадобится 2-3 эскиза. Второй этап.Разукрашивание рисунка гуашью. Не случайно выбираем для росписи краску – гуашь, так как она хорошо ложится на глиняную гладкую поверхность. Выбираем также яркие цвета для игрушки: красный, синий, оранжевый и коричневый.Третий этап.В тазике руками размешиваем глину до пластичного состояния, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто.Четвертый этап.Лепим по эскизу фигурку из глины.Пятый этап.Слепленная фигурка должна высохнуть за 2 – 3 дня. Грунтовку выполняем гуашевыми белилами. Грунтовку наносим кистью. Когда игрушка высохнет, она станет совсем белой.Шестой этап.Накладываем роспись на глиняную игрушку. Для этой росписи используем контрастные сочетания ярких цветов гуаши.