Презентация к родительскому собранию Определение эффективности деятельности лицея с точки зрения задач формирования и развития у школьников учебной мотивации


Определение эффективности деятельности лицея с точки зрения задач формирования и развития у школьников учебной мотивацииРодительское собрание Мотивация -…совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.19.03.20152 Компоненты мотивации обученияЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ;ВИДЫ МОТИВОВ;ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ;РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВА В ПОВЕДЕНИИ;ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ.19.03.20153 Результаты качественной успеваемости по уровням образования за три года19.03.20154 Результаты качественной успеваемости НШ Результаты качественной успеваемости ОШ Результаты качественной успеваемости СШ ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИмладшего школьного возраста19.03.20158 Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать" внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то. Формировать мотивациюзначит не заложить готовые мотивы и цели в голову ребенка, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели развивались бы с учётом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Причины недостаточной мотивациинеумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;отвлекающие факторы детской жизни;однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина;авторитарная позиция взрослых.19.03.201511 Учебная мотивация младших школьников19.03.201512 ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИсреднего школьного возраста19.03.201513 Изменение условий обученияувеличение числа учебных предметов;предъявление разных требований к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ;расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий;ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне лицея. 19.03.201515Особенности подростка, способствующие становлению мотивации ученияОсобенности подростка, препятствующие становлению мотивации ученияСтремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе.Незрелость оценок подростком самого себя и других людей.Особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека. Стремление подростка к самостоятельности.Отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности.Общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками.Новые внеклассные и внешкольные занятия составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности.Стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, взрослого) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении.Подросток не принимает на веру мнение и оценки взрослых, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми.Увеличение широты и разнообразия интересов.Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности деятельности.Определенность и устойчивость интересов. Развитие у подростков на основе вышеперечисленных качеств специальных способностей.Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим. Личные характеристики ученикаОтношение к предмету;Характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса;Способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.19.03.201516 ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИстаршего школьного возраста19.03.201517 Изменение условий обученияблизость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления — гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав;позиция как старших; знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности; развертывание зрелой деятельности по самообразованию. 19.03.201519Особенности старшеклассника, способствующие становлению мотивации ученияОсобенности старшеклассника, препятствующие становлению мотивации ученияПотребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущееУмственное и физическое развитие современного старшеклассника опережает его нравственную зрелостьНаличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществомНедостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиямиОсознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позицииНеумение наложить внутренний запрет на некоторые цели, их постановку и реализацию. Неумение сочетать главные цели с второстепенными.Сформированность целеполагания.Сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного путиПовышенный интерес ко всем формам самообразованияНеудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности, негативное, отношение к формам жесткого контроля со стороны учителяУстойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающихУстойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других Возрастные особенности мотивации учения школьников19.03.201520{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МотивВозрастмладший школьныйсредний школьныйстарший школьныйI.Познавательные1.Широкиелюбознательность, интерес к отдельным фактам; неустойчивостьукрепление и расширение за счет появления внеклассных и внешкольных увлеченийинтерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета; избирательность2.Учебно-познавательныемалоосознанность; слабая дифференциация; неустойчивостьинтерес к способам приобретения знанийинтерес к методам теоретического и творческого мышления, рациональной организации умственного труда3.Самообразованияэпизодический интерес к дополнительным источникам знанийактивное стремление к самостоятельным формам учебной работысвязь с жизненными перспективами и выбором будущей профессииII. Социальные1.Широкиенедифференцированное понимание социальной значимости учения, привлекательность внешней стороны социальной роли ученикаосознание социальной значимости учениясвязь с задачами профессионального самоопределения2.Узкие (позиционные)желание получить одобрение учителястремление занять определенное место в классном коллективерасширение деловых контактов школьника со сверстниками и учителями3.Социального сотрудничестване развиты; представлены в общем видеусиление мотива поиска контактов и сотрудничества с другим человеком Выявление ведущих мотивов у учащихся 7, 9, 11-ых классов19.03.201521{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Показатели мотивации7 классы9 классы11 классВсего Количество учащихся, имеющих высокий уровень понимания личностного смысла обучения29%56%67%53%Количество учащихся с высоким уровнем целеполагания57%44%29%42%Количество учащихся с иными мотивами14%0%4%5% «Универсальная формула высокой учебной мотивации»19.03.201522Сформировать у ребенка познавательные (хочу узнать), социальные (хочу добиться успеха в жизни) и внутренние (деятельность ради нее самой) мотивы на высшем уровне! 19.03.201523Обсудите с ребенком•Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть? •Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? •Чья помощь, и в какой форме тебе нужна? •Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. •Чего не случиться, если я буду писать грамотно?(знать таблицу умножения и.т.д.) •Что случится, если я буду писать грамотно? (знать таблицу умножения и.т.д.) • Что ты сделал (или не сделал), чтобы написать эту работу на «5»? Спасибо за внимание!19.03.201524Приходите! Приезжайте!Ждем!