Презентация на тему: Учение И.П. Павлова о 2-х сигнальных системах. 8 класс


Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. И.П. Павлов 1. Сигнальная система.Сигнальная система --совокупность процессов в нервной системе, обеспечивающих восприятие и анализ информации и поведения. И.П. Павлов 2 сигнальные системы отражения действительности1-я сигнальная система 2-я сигнальная система 1-я сигнальная система.Формируется в результате деятельности анализаторовПредставляет совокупность имеющихся условных рефлексов и накопленный опытПрисуща и человеку и животным 2-я сигнальная система.знаковая системаПрисуща только человекуФормируется в процессе трудовой и общественной деятельности как средство передачи знаний Это система речевых сигналов и отвлеченного отражения действительности в виде слова, знака. Слова – это знаки символы, конкретных предметов и явлений.Слово обобщает бесчисленные сигналы первой сигнальной системы.Обобщение происходит в результате выработки условных рефлексов. яблоко молния На основе 2-й сигнальной системы возникло человеческое сознание. Сугубо человеческой формой психической деятельности является – абстрактное, отвлеченное мышление.Характеризуется –употреблением знака – символа для обозначения объекта и выделения его признака, т.е. анализа.Центральное место в ней занимает – слово, речь и др. виды символизации – звуки, рисунки, математические знаки, художественные образы, мимика, жестикуляция и … У людей часто наблюдается доминирование одной сигнальной системы.«художники»– 1-я сигнальная система – образно-эмоциональное мышление.«мыслители» -- 2-я сигнальная система- люди логического, отвлеченного мышления Деление на «художников» и «мыслителей» определены функциональной асимметрией полушарий, которое эволюционно возникла с развитием речи.Правое полушарие воспринимает реальный мир.Левое полушарие – последовательный анализ информации. 2. Речь.Речь– высшая функция ЦНС, главный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей одного языкового коллектива.Язык – любая знаковая система, используемая как средство передачи информации и общения людей. У человека способность к общению с рождения и до 10 лет, после способность утрачивается.Если ребенок изолирован от человеческого общества – эта способность не реализуется.Дети не изобретают язык и не выбирают его.Какой язык ониусвоят как родной, зависит от окружения.Речевая деятельность в основном связана с левым полушарием.Ряд центров обеспечивает восприятие речи, ее анализ и произнесение. А) функции речи:А) коммуникативная – общение людей посредством языкаЧеловек получает знания о предметах и явлениях без непосредственного контакта с ними.Слова расширяют возможность ориентироваться в окружающем миреЧеловек используя речь не только обобщает понятия о предметах, их свойствах и признаках, но и выражает свои ощущения, чувства и мыслиЧеловек думает словами. Б) регулирующая – словесное регулирование одним человеком действий другогоРегулирование собственного поведения посредством внутренней речи «про себя» В) программирующая – построение смысловых схем, грамматики предложений при переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, понятному окружающим Б) виды речиРечь внешняя внутренняя внутренний беззвучныйписьменная устная речевой процессГлавное средство общения с помощью которогоРечь для других мы мыслим Речь для себя 3. Мышление.Мышление – это способность при помощи слов и образов представлять и выражать свое отношение к предметам и явлениям, а также к своим состояниям. Мышление включает:АнализОтвлечение (абстрагирование)СинтезОбобщениеСравнение с имеющимся в памяти эталономРис. 47 стр. 118 Результатом мышления мысль. Виды мышления: А) Наглядно-действенное – в форме конкретных действийБ) наглядно-образное – в форме образовВ) словесно-логическое или абстрактное-- в форме отвлеченных понятийЭти формы мышления связаны между собой и формируются последовательно, по мере развития человека. 4. Сознание.Сознание – высшая, свойственная человеку форма психического отражения действительности, представленная в виде знаний, которые могут быть обобщены, переданы другим людям. Сознание связано с уровнем развития и культурой. Интуиция – способность решать жизненные задачи подсознательно. Большая часть информации воспринимается бессознательно.