Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ДОО


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ДОО  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(направление: 44.03.01.62 «Педагогическое образование», профиль: «Дошкольное образование»)Выполнила: студентка 4 курса группы. 3-Б-ДО-12с2 ПИ СВФУВасильева Саргылана ИосифовнаНаучный руководитель:Николаева Лариса Васильевнак.п.н., доцент кафедры ДО ПИ СВФУ В настоящее время экологическое образование становится в разряд первостепенных государственных проблем. Бережное отношение к природе, сохранение природы, нашей планеты для будущих поколений должно стать неотъемлемой частью воспитательной работы с детьми. В законах РФ «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» ставятся задачи создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Долгое время малокомплектный детский сад признавался неперспективным и особенности воспитания и развития детей в разновозрастных группах мало исследовались. Интерес к работе этих учреждений появился в конце 80 - начале 90-х годов. В условиях сохранения и возрождения малокомплектных детских садов обострилась проблема воспитания и обучения детей разновоз­растных групп и, в частности, проблема экологического образования подрастающего поколения. В силу того, что наш детский сад малокомплектный и находится в сельской местности, мы считаем, что контакт с природой, ее эмоциональное, эстетическое восприятие являются средством поддержания и восстановления психологического благополучия, сохранения здоровья населения. Объект исследования: процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: экологическая тропа как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически и практически обосновать педагогические условия использования экологической тропы как средства развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Развитие экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством использования экологической тропы будет осуществляться более эффективно, если:- в качестве теоретико-методологической основы учитываются как общие, так и национально–региональные условия воспитания;- определены структура и содержание основных компонентов экологической культуры дошкольников применительно к малокомплектной ДОО;- разработана система работы с детьми дошкольного возраста, обеспечивающая успешность их экологически грамотной деятельности в условиях экологической тропы. Задачи исследования:1.Осуществить теоретический анализ проблемы исследования.2.Изучить психолого-педагогические основы развития экологической культуры детей дошкольного возраста.3.Реализовать педагогические условия организации экологической тропы как средства развития экологического образования детей дошкольного возраста Методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, рисуночные тесты, педагогический эксперимент, сравнительный анализ. Методологической основой работы явились положения различных теорий и концепций экологического воспитания (Н.Н. Авдеева, Л.Д. Бобылева, Н.Н. Вересов, С.А. Веретенникова, С.Д. Дерябо, Л.П. Молодова, П.Г. Саморукова, Г.Б. Степанова и другие), научные труды, содержащие методологическое обоснование процесса воспитания экологической культуры (В.П. Арсентьева, Т.И. Виноградова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Е.Н. Никонорова, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова и другие). Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий организации экологической тропы в условиях малокомплектной ДОО и системы работы по экологическому образованию дошкольников. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 73 «Светлячок» городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия). Методика 1. Диагностика знаний детей о природных объектах. Авторы В.В. Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М.Парфенова. Методика 2. «Добровольные помощники» С.Н.Николаевой на констатирующем этапе выявлено:- уровень сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы – 50%, тогда как в контрольной группе – 63% (ниже – на 13%); - уровень сформированности положительного отношения к объектам природы у детей экспериментальной группы – 63%, тогда как в контрольной группе – 74% (ниже – на 9%);- необходимо провести работу по развитию и совершенствованию экологической культуры у детей экспериментальной группы. На формирующем этапе обосновываясь на полученные результаты первичного исследования, выявили такие направления работы:1.Экологизация развивающей среды2.Изучение особенностей развития экологической культуры ребенка3.Организация экологической тропы Экологическая тропа МБДОУ Д/с №73 «Светлячок» Первый маршрут-уголок смешанного леса Второй маршрут- цветники Третий маршрут- птичья аллея Четвертый маршрут-огород Пятый маршрут-лужайка Шестой маршрут-песочницы Хозяин тропы «Лесовичок» Зимние забавы Коридоры, холлы Младшая группа «Солнышко» Средняя-старшая группа «Ягодка» Подготовительная группа «Сказка» Центры природы Огород на окне Опыты, исследования Акции, субботники «Дадим вещи второе дыхание» Праздники Сравнительные результаты двукратного обследования детей экспериментальной и контрольной групп с использованием данных методик, представленные в таблицах и диаграммах, показывают: дети экспериментальной группы при вторичной проверке дают более высокие результаты, чем при первой проверке. Это подтверждается ответами детей экспериментальной группы, отличающимися осознанными представлениями и рассуждениями. Сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов по экологической культуре в экспериментальной группе Сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов по экологической культуре в контрольной группе Сравнительные результаты двукратного обследования детей экспериментальной и контрольной групп с использованием данных методик, представленные в таблицах и диаграммах, показывают: дети экспериментальной группы при вторичной проверке дают более высокие результаты, чем при первой проверке. Это подтверждается ответами детей экспериментальной группы, отличающимися осознанными представлениями и рассуждениями. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о необходимости использования экологической тропы для развития начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экологическая тропа является действенным средством экологического воспитания дошкольников, так как обеспечивает необходимую развивающую экологическую среду, учитывающую особенности ближайшего природного окружения.