Презентация по музыке: Значение народной песни в опере Нарспи


Исследовательская работа: «Значение чувашских народных песен в опере Г. Хирбю «Нарспи». Работа ученицы 5 класса:Чумбаковой ВалерииРуководитель: Ильина И.И.Мариинско-Посадский районМБОУ «Шоршелская СОШ»2013 год Актуальность. Чувашская оперная музыка почти не звучит в эфире радиостанций и по телевизору не увидишь, а в интернете мы смогли скачать только два фрагмента. Чувашская национальная музыка и творчество чуваш- ских композиторов используются в практике еще не в достаточной степени. Цель. Воспитание интереса и уважения к чувашской оперной музыке через активное восприятие национальных особенностей народной музыки. Задачи. Изучить отношение чувашского народа к жанру песни и выявить ее особенности; Узнать музыкальное детство Григория Хирбю, откуда зародилась любовь к народной песне; Изучить, какие народные песни и обряды вошли в оперу «Нарспи»; Выявить взаимосвязь народной музыки с оперной музыкой . Методы. Получение информации из литературы и сети интернет;Изучение поэмы К.Иванова «Нарспи» Слушание оперы «Нарспи» и АнкетированиеАнализ полученных результатов в виде графики, диаграммы и вывода. Отношение чувашского народа к песне и ее своеобразие Общение через пение ставится выше словесного общения, в этом суть национальной эстетики. Красота и гибкость чувашских мелодий сочетается со строгими "правилами" их построения - отсюда название этой системы "пентатоника" (по гречески пента - "пять"). По песням мы узнаем о жизни чувашского народа, его труде, о его чувствах и мыслях. Чувашский музыкальный фольклор - неисчерпаемый источник для современных композиторов Музыкальное детство Григория. Родился Г.Я.Хирбю в нашем Мариинско- Посадском районе, в деревне Чикмерзино (сечас там деревня Аксарино). Еще в детстве он подрабатывая пастухом начал мастерить дудочки, играть на них, петь песни, импровизировал, выводил новые мелодии. Род Хирбиковых исстари был известен музыкально одаренными людьми, они хорошо играли на: гуслях, скрипке, балалайке и гармонике, а мать Григория прекрасно пела народные песни. С голоса бывшего пастушка С.М. Максимов записал и обработал нес- колько народных песен Приметив музыкального мальчика С.М. Максимов, устроил его в интернат для одарённых детей и зачислил в класс скрипки. Поэма «Нарспи» К.Иванова в музыкальном искусстве. Поэма К.В. Иванова «Нарспи», написанная 17-18 летним юношей – всегда привлекала внима- ние драматургов и композиторов. Две оперы на сюжет поэмы были написаны ленинградскими композиторами В.Иванишиным и И.Пустыльником. Опера «Нарспи», Г.Я. Хирбю еще при жизни композитора стала чувашской оперной классикой, Премьера оперы «Нарспи» состоялась 6 ноября 1967 года на сцене Чувашского музыкального театра и прошла с огромным успехом. Либретто оперы композитор составил сам, при этом сюжетная линия и основное содержание поэмы оставлены без особых изменений. Отражение старинных чувашских народных песен и мелодий в опере «Нарспи» Богато использован в музыкальной ткани оперы фольклорный материал, особенно в массовых хоровых сценах. Здесь мы слышим записанную на родине поэта хороводную «+ырла ё=та: ай пит пи=е» Мне очень нравятся хороводные сцены «Атьёр: х.рсем: утар-и?» Стремясь создать правдивую картину свадьбы композитор пользуется подлинными народными мелодиями. Старики запевают знаменитую застольную «Алран кайми аки - сухи». В старину без нее никогда ни один пир не начинался. Один за другим следуют картины чувашского свадебного обряда. Напев «М.нш.н шёппён ларатёр» почти совпадает с девичьими свадебными песнями чувашской деревни «Арча ук=и алё пус» - игривая, задорная перекличка, так пели на свадьбе подружки невесты. Веселье заканчивается грустной песней «Тухать-и те: тухмасть-и?». Познакомившись с оперой и изучив подлинно народные песни в опере «Нарспи», мы составили таблицу песенных обрядов, которые так богато украсили оперу: Обряды в опере «Нарспи» Г.Хирбю Праздничный обряд – вёйё (игрища) Семейно-бытовой обряд - туй (свадьба) Застольный обряд-к.реке (гостевой) Составили вопросы анкет для учащихся 5 класса:1. Какие из перечисленных 17 жанров песен вы знаете, слышали дома или в деревне? 2. Любите ли вы чувашские народные песни? Сравнили данные песенных жанров:1) в старинных обрядах; 2) в опере «Нарспи» 3) из анкет учащихся. Из нашей диаграммы видно, что в опере «Нарспи» богато использован фольк-лорный материал, а учащиеся 5 класса тоже зна-комы такими же песенными жанрами. Выводы Г.Хирбю в опере «Нарспи» сумел обобщить черту чувашской народной песенности. Изучение оперы в общеобразователь-ной школе ведет к глубокому понима-нию духа и стремлений народа. . Знакомство с чувашской оперой расширяет музыкальный кругозор школьников. Пройти путь от фольклора к восприятию оперы, глубокого по содержанию музыкального произведения. Использованный материал: Программа по чувашской музыке.. для 1 - 8 классов. Чебоксары. 2008 Музыка 4 класс по программе Д. .Б. . Кабалевского. Издательство «Учитель». Волгоград. Кондратьев М.Г. "Песни низовых чувашей". Чебоксары, Чувашское книжное издательство 1981Кностантин Иванов «Нарспи» поэма. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 2008 Илюхин Ю.А. "Григорий Хирбю". Чебоксары, Чувашкнигоиздат., 1985Кудаков Ю.Д. "Чувашское народное песенное творчество" Чебоксары, 1987Эрре Т.А. «Национальная опера в автономных республиках Поволжья и Приуралья.. Чебоксары. Чувашское книжное изд. 1988Мастера музыкального искусства. Том 7. Чебоксары. Чувашское книжное изд. 2009