Выступление на конференции Ханты-Мансийск


Личностно-ориентированное обучение Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи И.Г.Песталоцци Личностно-ориентированное образование(PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. ); Педагогика сотрудничества («проникающая технология»); Педагогические технологии адаптивной школы; Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.; Игровые технологии; Технологии развивающего обучения; Проблемное обучение; Технологии уровневой дифференциации; Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов) Сущность феномена ЛОО заключается в следующем: в центре процесса обучения личность учащегося с его уникальными индивидуальными способностями, неповторимым субъектным опытом, интересами и склонностями Цель личностно-ориентированного обучения - заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: - диалогичность; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения Концептуальные положения личностно-ориентированного обучения Обучаемый является главной фигурой учебного процесса, но не преподаватель;Познавательная деятельность является главной, преподаватель помогает её осуществить;Приоритетным в обучении является самостоятельное приобретение знаний и их применение, но не их усвоение как таковое;Главными являются совместные дискуссии, размышления, самостоятельная деятельность, но не натаскивание знаний и умений. Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: -разноуровневый;-дифференцированный;-индивидуальный;-субъективно-личностный. На уроках в системе такого обучения преобладающими формами работы учащихся являются: Индивидуальные;Парные;Групповые. Для достижения целей личностно-ориентированного обучения являются Обучение в сотрудничестве; Метод проектов;Разноуровневое обучение. Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок. Основные особенности личностно ориентированного урока • конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке с учётом полисенсорности восприятия; • продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников; • предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы; • поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; • организация обмена мыслями, мнениями, оценками; • стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа); • стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника, учитывая его психофизические особенности; • использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика; • применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний; • продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся. Этапы урока: 1. Актуализация;2. Мотивация и целеполагание;3. Цель; 4. Изучение нового учебного материала;5. Отработка умений и навыков;6. Итог урока, рефлексия и домашнее задание. Рефлексия Ответ обучающихся на вопросы: в какой части работы ты сделал ошибки? Над чем тебе ещё надо поработать? Как ты собираешься решить проблему: а) разберусь сам; б) посмотрю в справочнике; в) спрошу у учителя; г) спрошу у знающего ученика. Смог бы ты рассказать изученное на уроке другу? Доволен ли ты своей работой? Трудно ли писать хорошие стихи? Или очень легко, или совсем невозможно... Создание личностно ориентированной ситуации требует высокого психологического и дидактического профессионализма, жизненного и личностного опыта и культуры учителя, способности установить личностно-смысловое общение. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процес­са. Функции педагога: Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки);Учитель как исследователь (исследовательская функция); Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция);Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция). Скуки, принуждения и лени, Пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «Неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Личностно-ориентированный подход МетодыДиалогаРефлексивныеДиагностическиеСоздание ситуации выбора и успеха Основные понятияИндивидуальностьЛичностьСамовыражениеВыборПедагогическая поддержкаЯ-концепция ПринципыСамоактуализацииИндивидуальностиСубъективностиВыбораТворчества и успехаДоверия и поддержки