Педагогический проект Развитие креативного мышления детей младшего школьного возраста


Педагогический проект«Развитие креативного мышления детей младшего школьного возраста» Подготовила: учитель начальных классов филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Красная Криуша Камышова Галина Никитична2015 год Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы. В настоящее время особо важным является вырастить не только здорового и крепкого человека, но и обязательно инициативного, думающего работника, способного на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. Современный человек должен быть компетентен во всех сферах жизнедеятельности, а активная жизненная позиция может иметь основания, если человек мыслит креативно, если видит возможность для совершенствования. Новизна проекта заключается в создании системы применения форм, методов и средств развития креативного мышления детей для раскрытия их индивидуальности. Участники проектаобучающиеся начальной школы Создание условий, позволяющих наиболее эффективно развивать креативное мышление у младших школьников в образовательном пространстве школы изучить теоретические аспекты проблемы развития креативного мышления младших школьников в процессе обучения;выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках;на основе системного, личностно-деятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на развитие креативного воображения младших школьников;разработать новые цифровые образовательные ресурсы, контрольно-измерительные материалы;реализовать программу курса «Почемучки»; провести диагностику уровня сформированности креативного мышления младшего школьника, интерпретировать полученные результаты;обобщить и распространить педагогический опыт Повышение качества знаний, уровня подготовлен-ности обучающихся.Привлечение широкого круга обучающихся к самостоятельному поиску необходимой информа-ции через проектную и исследовательскую деятельность.Увеличение числа участников различных конкурсов.Интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся.Положительная динамика уровня креативной деятельности. Подготовительный этап Креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативная личность способна:выдвигать идеи чувствовать проблему рисковать фантазироватьбыть оригинальной видеть прекрасное быть самодостаточной Алгоритм сопровождения учащихся в творческом процессе Этап Характеристика этапатворческой деятельности Возможные действия учителя 1 Накопление знаний, постановка проблемы Наполнить знания ученика фактами и событиями, образно - эмоционально воздействовать на его чувства, обучить приёмам воплощения идеи в творческий продукт. Важно научить ученика отойти от стереотипов мышления, подвергнуть сомнению привычные факты. 2 Сосредоточение усилий Необходимо предоставить ученику свободное время, творческую атмосферу, тишину в помещении. Необходимо помнить, что для одних важно быть в коллективе, обсудить 3 Инкубационный период Этап с точки зрения эвристики может вызвать разочарование. Компенсирующие меры: переключение на другой вид деятельности (например, оформление текста, подбор иллюстраций по теме, подготовка инструмента, оборудования и пр.) 4 Период «инсайта» Важно обеспечить положительные эмоции, нельзя отрицательно относиться к ученическому изобретению, критиковать. Если что-то вышло не так, как задумано, то вместе с учеником следует вернуться на этап номер один, т.е. добавить новый материал (расширить содержание) или рассмотреть другие варианты воплощения творческого продукта. 5 Воплощение замысла в конкретный продукт, проверка своей гипотезы и презентации своего творения Обучение защите и презентации своего творения, рефлексии, анализу и сравнению других продуктов творческой деятельности. Критерии развития творческих (креативных) способностей младших школьников и методы их определения Критерии Показатели критерия Методы определения показателей Творческое мышление БеглостьОригинальностьРазработанностьСопротивление замыканиюАбстрактность названия Тестирование по методике Е. Торренса.Тестирование по методике С.И. Гин Творческое воображение ПродуктивностьУмение работать с образами в пространствеУправляемость Тестирование по методике Е.Е. ТуникАнализ творческой деятельности учащихся по шкале «Фантазия» Г.С.АльтшуллераАнализ творческой деятельности учащихся Применение методов творчества Использование эвристических и алгоритмических методов творчества Анализ творческой деятельности учащихся совместная работа педагога и ребенка, направленная на раскрытие творческого потенциала обучаемого;использование на практике формулы: внутренняя потребность - доверительные отношения - духовная общность;обязательное условие развития креативных способностей - научи самостоятельности или зачем нужны креативные способности;создание для каждого воспитанника ситуации выбора и достижения успеха; поддержка и одобрение родителей обучающихся Основное содержание проекта Систематизация творческих заданий и игр по предметам, ориентированных на развитие креативного воображения младших школьников Предмет Тема урока Творческое задание Русский язык Слова, называющие предмет, признак, действие На уроках по развитию речи «И хорошо, и плохо», «Определяйка», «Подходит, не подходит», «Да нет-ка», «Верю-не верю»«Закончи историю» Литературное чтение Сказочные персонажи (морской Гридиг или Бука с Бякой)Удивительное вокруг нас «Безумный генетик»«Очумелые глазки», «А что, если?...», «Закончи сказку», «Представь себе» Математика Геометрический материалВыполнение действий сложения, вычитания, умножения, деления «Определяйка», «Что на что похоже»«Третий лишний», «Продолжи ряд» Окружающий мир Тела природные и искусственныеРазнообразие животныхЗащита окружающей среды «Определяйка», «Подходит, не подходит»«Безумный генетик»«А что, если?...»«Почемучка» Творческие задания на уроках в начальной школе Разработка новых цифровых образовательных ресурсов, контрольно-измерительных материалов Урок русского языка ″Однородные подлежащие и сказуемые ″Урок математики «Задачи на приведение к единице»Урок окружающего мира «Жизнь пресного водоёма» Тест по окружающему миру ″Пустыни″, ″Природные зоны России″Тест по литературному чтению ″Литературные сказки ″Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру Исследовательский проект «Обитатели водоёмов с.Красная Криуша», Пчелинцева ЮлияПроект «Влияние витаминов на организм человека», Уткина ЮлияТворческие работы на тему «Дерево предсказаний», Пчелинцева Яна, Туева ПолинаТворческие работы «Стихи», «Кроссворд» , «Безумный генетик»Исследовательская работа по русскому языку, Сухова Виктория Творческая, проектная деятельность Реализация курса «Почемучка» Участие детей в творческих конкурсах и олимпиадах Наименование мероприятия Уровень Результат Выставка - конкурс декоративного искусства «Мой край родной» областной участие Конкурс «Кириллица - 2014» всероссийский 1 , 2, 3 место Конкурс декоративно-прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края» муниципальный участие Конкурс проекта «Центр Знаний и Технологий» (олимпиады по математике, русскому языку, окр. миру) всероссийский 2,3 местоучастие Конкурс "И в сердце светит Русь" районный участие Конкурс «Домашние животные» (олимпиада) всероссийский дипломант, участие Всероссийский заочный конкурс «Новогоднее творчество» всероссийский дипломант, участие Интеллектуально-творческий конкурс «Муравей-2014» областной дипломант Всероссийская историческая викторина «Поехали!!!» всероссийский участие Викторина «Любознайка» всероссийский дипломант, участие Поэтический конкурс «И весь талант его принадлежит России…», посвящённого 200- летию со дня рождения великого русского поэта М. Ю. Лермонтова школьный 2 место Научно-практическая конференция «Шаг в науку» школьный победитель Математический конкурс-игра «Кенгуру» международный участие Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» всероссийский участие Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры школьный участие Диагностика ″Определение творческих наклонностей школьников″ Результаты реализации проекта Результаты реализации проекта Развитие творческого мышления (креативности) детей (Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник) Качество знаний по предметам Выводы В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:положительная динамика уровня креативной деятельности;повышение качества знаний, уровня подготовленности обучающихся;привлечение широкого круга обучающихся к самостоятельному поиску необходимой информации через проектную и исследовательскую деятельность;увеличение числа участников различных конкурсов;интенсивное использование ИКТ в работах обучающихсяЦель проекта была достигнута — созданы условия, позво-ляющие наиболее эффективно развивать креативное мышление у младших школьников в образовательном пространстве школы. Распространение опыта Обобщение опыта работы на школьном уровне.Личный сайт http://nsportal.ru/galina-kamyshova Публикации на сайтах: http://strschool.68edu.ruhttp://infourok.ru/user/kamishova-galina-nikitichna http://конспекты-уроков.рф/class-chas/3-klass/file/3038-zhizn-dana-na-dobrye-dela.html http://www.zavuch.ru/methodlib/279/125291/# Информационные источники Закон Российской Федерации «Об образовании»Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и наук Рос. Федерации. –М. : Просвещение, 2010. -31с. –(Стандарты второго поколения).Туник Е.Е. «Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство», 2008г.Иванов Г. Готовим юных исследователей //Народное образование. – 2009. -№ 6.Макарова М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: Дисс. канд. пед. наук. – Саратов, 2004.Жукова Т.М. «Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2010.- № 1.- С. 46-51.Сидорчук Т.А. «Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий»: Дис. канд. пед. наук. - М., 2011 - 150 с.Криволапова Н.А. внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение,2012.Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm . – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,18479/Itemid,118/ http://www.selevko.net/ http://numi.ru/fullview.php?id=7617 http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-9526 http://nsportal.ru/chermoshentseva-elena-anatolevna Спасибо за внимание!