Презентация на педчтения Способы развития креативного мышления на уроках математики


«Способы развития креативного мышления на уроках математики»Выполнила: Герман Л.А. учитель математики СШ Достык Г.АксуПавлодарская область "Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений". Л.Н.Толстой Раскрыть понятие креативного мышления;Раскрыть приемы способствующие развитию креативного мышления;Цель «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана», - подчеркнул президент Н.Назарбаев. Актуальность темы: Одной из актуальных проблем общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности – креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Не задумываясь, ответить на три вопроса.Назвать великого русского поэта.Назвать домашнюю птицу.Назвать фрукт.Задание для слушателей: Стандартные ответы: Пушкин, курица, яблоко. Результаты:Вывод:чем меньше совпадений со стандартными ответами, тем креативней мыслит человек. Для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком, способным: Распознавать проблемы окружающей действительности и решать их средствами математики; Анализировать методы решения Интерпретировать полученные результаты; Формулировать и записывать результаты решения поставленной проблемы. Одной из проблем, стоящих перед учителем математики, является организация учебного процесса таким образом, чтобы у ученика появлялась потребность в проявлении своего творческого потенциала, что приводит к развитию креативного мышления. Креативность – это возможность видеть вещи в необычном свете и находить уникальность в решении проблем. Как научить ученика мыслить творчески? Как создать условия, при которых ученик мог бы проявить оригинальность в решении проблемы и не боялся бы выдвигать новые идеи? В первую очередь нужно отметить интерактивные формы обучения (игры-соревнования, деловые игры, уроки творчества, уроки- диалоги, уроки-конференции). – Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств.– Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.Анализ и синтез 1. Какой знак надо поставить между 7 и 8, чтобы получилось число больше 7, но меньшее 8?2. Задача из рассказа А. П. Чехова «Репетитор».Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 р. Спрашивается: сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5р. за аршин, а черное 3 р?  3. Пользуясь цифрами от 1 до 9 и знаками действий, напишите число 100, выполняя условие, что цифры надо писать по порядку.Примеры: Решение таких задач знакомит учащихся с различными способами рассужденийВывод: Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия. Сравнение 1. Определите сколько треугольников вы видите на рисунке.   2. Уберите лишнею фигуру. Ответ обоснуйте. Примеры: Аналогия помогает человеку при решении жизненных ситуаций. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Это: Задачи на предположение; Задачи на движение по суше; Задачи на движение по воде; Задачи на части; Геометрические задачи на разрезание; Задачи на проценты; Задачи, решаемые “с конца”.Аналогия По аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:1) вправо – влево, вверх - …2) сложение – сумма, деление - …3) уменьшаемое – вычитаемое, делимое - …4) квадрат – куб, круг - …Примеры: Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.Вывод: Суть классификации - в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Например:найдите “лишнее” число: 1,5; 6,3; 48; 0,9; 1,2.Классификация Решение подобных задач способствует развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта, находить альтернативные решения.Вывод Говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.Например, дайте общее название объектам, входящим в одну группу:а) разность, частное – это…б) -8; 4; -2; 11; 16; -13 – это…в) прямая, треугольник – это…Обобщение Пример 1 Найди и исправь325+124=4,49325+124=15,65325+124=127,353,25+1,24=4,493,25+12,4=15,653,25+124=127,25 Пример 2. Хитрый способ умножения двузначного числа на 11Чтобы быстро умножать двузначное число на 11, нужно между цифрами числа поставить их сумму.15*11=165(1+5=6)24*11=264(2+4=6)3,29*11=319(2+9=11)89*11=979(8+9=17) Пример 3. хитрый способ возведения в квадрат двузначного числа оканчивающегося на 5.Чтобы быстро возвести в квадрат двузначное число, оканчивающиеся на 5, нужно цифру десятка умножить на сумму этой цифры и один, а к результату дописать 25.152=(1*2)25=225352=(3*4)5=1225752=(7*8)25=5625952=(9*10)25=9025Примеры Умение обобщать учит отысканию закономерностей, которые развивают математическую зоркость, умение мыслить последовательно, обобщать изображенные объекты по признакам или находить отличия. вывод При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что, в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание,Решение занимательных задач, головоломок, ребусов… Я изложила только некоторые вопросы, касающиеся развития креативных способностей учащихся на уроках математики. Приемы, о которых я рассказала, дали положительные результаты. Это очевидно из наблюдений за деятельностью учащихся и по результатам тестов. Считаю, что одним из активных методов обучения является создание проблемных ситуаций, суть которых сводиться к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал сам получает из него новую информацию. Успешность решения проблемной ситуации зависит от способности по-разному использовать данную информацию в быстром темпе. Эта способность называется креативностью. В 5 классе, при введении понятий простого и составного числа поступаю следующим образом. Даю задание: начерти как можно больше прямоугольников площадью в 17, 36, 23, 42 кв.ед., длины сторон которых – натуральные числа. Сколько прямоугольников удалось начертить? Чем это можно объяснить? На уроке геометрии при изучении темы «Сумма внутренних углов треугольника» предлагаю решить задачу: один из углов треугольника содержит 360 а другой на 180 больше третьего. Найти величину второго угла. Примеры: Приобретение разнообразных навыков. Развитие творческого воображения. Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку. Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно. Преодоление боязни и инертности, «сделайте что- нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее». «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход. Лучший способ преодолеть страх неудачи попробовать и добиться успеха.Что дает креативное мышление школьнику? В заключении приведу еще одно определение креативности: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)