Подготовка к государственной итоговой аттестации: сочинение — рассуждение на лингвистическую тему.


Как писать сочинение – рассуждение (15.1) на лингвистическую тему в формате ГИА Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».Лингвистика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua ― язык) ― наука, изучающая языки.Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?! Данная информация оглашению не подлежит. Как сформулировано задание 15.1 в демоверсии 2016? Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.  Пошаговая инструкцию по написанию сочинения  15.1.Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.Примерные ответы:- о богатстве, выразительности, точности русской речи;- о средствах выражения мыслей;- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;- о взаимосвязи лексики и грамматики;- о роли синтаксиса в человеческом общении;о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. Шаг 3. Оформляем вступление.Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания;  выразить своё отношение к ней. Сформулировать  позицию автора  вам помогут слова и выражения:автор анализирует называет характеризует описывает рассуждает разбирает отмечает подчёркивает доказывает ссылается на... сравнивает считает, что ... сопоставляет формулирует противопоставляет отмечает важность останавливается на ... касается раскрывает содержание утверждает и т.д. Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:действительнона самом делене могу не согласиться с автором высказыванияя полностью согласен с ...вынужден согласиться с ...я разделяю точку зрения автора высказыванияя поддерживаю мнение авторабесспорно мнение автора о том, что ...и т.д. Помните, что вступление должно состоять примерно из 2 - 3-х предложений. Можно применить цитирование, например:     К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.  Или:      Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. Или:     В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Шаг 4. Пишем основную часть. Основную часть можно начать следующими фразами:Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ...  (называем фамилию автора текста)Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)Докажем эту мысль на примерах из текста...Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...  Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Таким образом, общие требования к аргументам таковы:- примеров должно быть 2;- примеры должны быть из указанного текста;- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. Например:  Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте). Аргумент 2.  Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ...  Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что … Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.Или:        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста. Итак, ПЛАН сочинения – рассуждения на лингвистическую тему таков: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация:    а) аргумент - пример № 1;    б) аргумент – пример № 2. 3. Вывод. ! Каждую часть начинаем с красной строки.  То есть в вашем сочинении должно быть 4 абзаца, т.к. вторую часть нужно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов – примеров.! За отсутствие абзацев снимают балл! Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.или:        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.