Презентация на тему Формирование универсальных учебных действий при изучение темы Слова с непроверяемыми безударными гласными


«Формирование универсальных учебных действий при изучение темы «Слова с непроверяемыми безударными гласными»»Учитель начальных классов 1 категории Дубровина Татьяна МихайловнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1282012 год Особенности программы«Школа России»Формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферахФормирование ИКТ- компетентностиФормирование над предметных знаний, умений и способов деятельности б?резад?журныйс?бакак?пустад?ректорин?йк?рабль «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.» А.В.Текучев Цель- формирование навыков орфографии (в частности, слов с непроверяемыми гласными в корнях)Задачи:1) обогащение речи младших школьников словами из словаря;2) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов иоднокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических исинонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;3) развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи;4) осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи. Проблема начальной школыСловарные словаУстойчивые ошибкиМеханическое запоминание графического обликаНевозможность проверки посредством современного литературного произношения Ожидаемый результатУмение сформулировать орфограммуПрименение знакомого правила в несколько неожиданных условиях Овладение навыками правописания безударных гласных в корнях словУмение детей видеть свои ошибкиАктивизация словаря учащихсяРазвитие языкового чутья и языкового мышления ТехнологииИнформационные технологиТехнология критического мышленияДифференцированный подход Цель: раскрытие особенности слов с непроверяемой гласной в корне слова и создание условий для овладения способами правильного написанияЗадачипознавательныеразвивающиеВоспитательныеОвладеть способами написания непроверяемых безударных в корне словаРазвитие логического мышления. Умение самостоятельно пополнять знания по данной теме Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочными материалами, совершенствование навыков чтенияВоспитание учащихся средствами данного разделаФормирование речевой культуры учащихся

Приемы и формы работысловофонетикаорфографиясловообразованиеморфологиялексикасинтаксис Фонетические упражнения1.Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}оо оооооооо5.Игра «Догадайся, что за слово»6.Игра «Собери слово».пускатарозженертрактормоин{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}воронасорокамолококоровасолома Игра «Расшифруй слово».2 10 13 6 20 18билет26 16 22 7шофер33 2 13 16 12 16 яблоко{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}аелгорвидупюсткняж8. Игра «Кто больше придумает слов».Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.7.Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь. Орфографические упражнения1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.2. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.3. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька. Праздник, праздничный, праздники, праздновать.{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}ПодарилДевочкалюблюДружилдумаюсобакаГоворилгоржусь4. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного. Морфологические упражненияПодберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов. 2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го ………склонения, 3-го склонения.3. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос Кто? на ухо наступил. Слово не … вылетит – не поймаешь.{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}зцплоц4. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам. Кто живет в лесу? В чем хранятся ручки и карандаши? Какой овощ растет в огороде? Синтаксические упражнения1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения. Береза ……. в небе Огурец ….. в доме Воробей…. в школе Комната… в лесу Ученик….. в огороде2. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные..!?
3. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами. На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотека музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.4. Смоделируйте предложение по схеме.Что?.......что делают?..... в какие?.........как? во что?...... (Воробьи собираются в крупные стайки). Лексические упражнения1.Выпишите из словаря слова на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д. 2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова. Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь. Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.3.Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика. (установление соответствий)Квартира была закрыта на стоитБилет в театр … десять рублей. замокТелефон…. на тумбочке. Стоит 4. Сгруппируйте слова по темам.Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
5.К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения. 6.Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д. Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие (завод). Руководитель школы (директор).7. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите. Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро. М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону. 8.Многообразие переносных значений слов хорошо показать ……………..на таких примерах: Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо. Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы. Чистая неисписанная тетрадь: Чистые, вымытые руки; Чистое, безоблачное, ясное небо и т.д. Работа над словом{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}2617345По горизонтали:Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орех)Шла Саша по …. и сосала сушку (Шоссе)Вот …. тучи нагоняя (Север)Название места, кто где – либо живет, надпись на конверте (Адрес)Большие и дети, берегите (Билетик)По вертикали:Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес) 3. Лежали на свету, бросались в тьму, да и там покоя нет; как бы вырваться на свет (Семена)6.Честь …. береги свято. (Солдата)7.Человек, который выращивает хлеб. (Хлебороб) «орфографическое чтение»Русский языкОкружающий мирМатематикаЧтение {22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}День 1Самостоятельное чтение слов учащимися.Прочтение слов учителем "орфографически"Повторение детьми 2-3 раза.Запись слов (с книги, с карточек, с доски).Проверка словДень 2Карточка на мгновение показывается классу.Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.Дети три раза произносят «орфографически».Запись слов (с книги, с карточек, с доски).Проверка слов.День 3Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографический»День 4Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление Проверка всего блока словДень 5Диктант Чтение слова ребенком.2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем). 3. Запись слова в орфографический словарик.Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.4. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). 5. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).Подбор однокоренных слов. 7. Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел8. Письмо по памяти.Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).9. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…). «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге Назови его по буквам.Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь Все выполнять с закрытыми глазами.Cпособ написания слов  с закрытыми глазами. 1. Прочитайте "по цепочке".2. Прочитайте словарь хором.3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.Система повторения Сравнительная диаграмма24 дежурныйберезакорабльсобакакапустадиректориней Спасибо за внимание!