«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках экологии на примере личностно-ориентированного подхода к обучению»


Выполнила: Вандышева Т.А.Преподаватель экологии «Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования - становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества» Не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать человеку осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них Цель Развитие личности как субъекта творческой деятельности Тип и характер взаимоотношений Субъект - субъектный Формы организации Групповые, коллективные Стиль взаимодействия Демократичность, открытость, рефлексивность Методы обучения Проблемные: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский Способы усвоения Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Организатор сотрудничества, консультант Позиция обучающегося Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Факторы урока Гигиенически рациональный урок Плотность урока Не менее 60% и не более 80% Число видов учебной деятельности 4-7 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут Наличие эмоциональных разрядок 2-3 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Преподаватель наблюдает за посадкой учащихся Физкультминутки Одна за занятие (из трех упражнений по 3-5 повторений). Психологический климат Преобладают положительные эмоции Момент наступления утомления учащихся Не ранее чем через 40 минут Преимущество этого вида работы в том, что к обсуждению привлекаются даже слабые ученики, им дается посильное задание и складывается ситуация успеха, что благотворно влияет на самооценку. Для эффективного обучения возможно использование дифференцированных заданий, повышающих эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Опоры помогают выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления. Пустые опоры Результат заполнения Расы человека:1.2.3.Типы телосложения:1.2.3.4. Расы человека:Европеоидная (внешние особенности)Негроидная (внешние особенности)Монголоидная (внешние особенности)Типы телосложения:Арктический (внешние особенности)Тропический (внешние особенности)Пустынный (внешние особенности)Высокогорный (внешние особенности) Она может быть организована в форме составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию.Нахождение зашифрованного термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, КОНСУМЕТЫ – КОЫНМЕТСУ, ПРОДУЦЕНТЫ – ДУПРОНТЫЦЕ Форма урока, где в организованном пространстве и времени учащийся мастерит, конструирует свои знания. Проблема решается самим учащимся, а преподаватель участвует в процессе познания в роли организатора совместного поиска. сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи и т.д.; групповая или индивидуальная работа с информационным материалом; групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками; социоконструкция – конструирование групповой модели; межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации; самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.); афиширование работ (на стенде, доске и др.); рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями). Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому ; Обобщение изученного материала по теме или разделу; Комплексный подход к изучаемым объектам природы, включающий элементы различных наук; Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры; Возможность проследить за постановкой и ходом экологического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, в научную лабораторию, краеведческий музей; Обогащение учащихся конкретными знаниями жизненной среды; Знакомство учащихся с многообразием органического мира; Повышение познавательной активности студентов, качества усвоения программного материала; Знакомство с содержанием, выходящим за рамки обычного учебника. Решение проблемы здорового образа жизни является ключевой во все возрастные периоды, начиная с раннего детства. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно преподаватели в состоянии сделать многое для здоровья современного студента;Среди здоровьесберегающих технологий мы особо выделили технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого учащегося и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала;У учащегося формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний;Сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательной организации