Презентация к педсовету Личностно-ориентированный подход к обучению при внедрении ФГОС


Педсовет по теме: «Личностно-ориентированный подход к обучению при внедрении ФГОС" Зам.директора по УВР Полянская О.В. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»Китайская народная мудрость Цель педсовета: - знакомство с сущностью личностно ориентированной технологии. Цель работы: организация личностно ориентированного развития учащихся, обновление содержания образования, выстраивание индивидуальных программ обучения учащихся. Задачи:выявление преимущества личностно – ориентированной технологии по сравнению с другими технологиями;определение системы действий учителя по подготовке к переходу на личностно ориентированное обучение;развитие методического навыка конструирования урока: построение уроков с учётом личностно ориентированной технологии. Метод «Ассоциации» Л И Ч Н О С Т Ь - личный рост, … - индивидуальность, … - человечность, … - новаторство, … - образованность, … - саморазвитие, … - творчество, … План: Понятие личностно ориентированного обучения.Реализация личностно ориентированного образования в начальной школе.Роль психолого-педагогической диагностики в личностно ориентированном обучении.Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения.Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.Дифференциация и индивидуализация обучения как условия саморазвития младшего школьника в условиях личностно ориентированного обучения.Контролирующая и оценочная деятельность ученикаРеальный результат личностно ориентированного обучения ПамяткаИспользование на уроке проблемно творческих знанийРазработка системы знаний, позволяющих ученику выбрать тип и форму изучаемого материала.Создание положительно – эмоционального настроения на работу.Обсуждение с детьми в конце урока того, что понравилось (не понравилось т.е рефлексия урока), что нужно сделать по – другому.Стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию различных способов заданий. Разъяснение организации учебной работы дома.Применение дифференцированных домашних заданий, домашних контрольных работ. Личностно-ориентированные технологии Технология ЛОРОТехнология полного усвоения знанийТехнология разноуровневого обученияТехнология коллективного взаимообучения Технология ЛОРО Цель- создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; использование дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников в ходе урока, Содержание: построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика;Методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учётом:1) мотивации деятельности;2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;3) готовность к саморазвитию.Методической основой технологии личностно ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация процесса.Условия эффективности педагогической технологии:1) создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя;2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе. Технология полного усвоения знаний Авторы:Дж. Кэрролл, Б. Блум, М.В. КларинаГипотеза:способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал.Теоретическое обоснование технологии:все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Цели познавательной деятельности и результат обучения:знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) – «запомнил, воспроизвёл, узнал»;понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений) – «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой»;применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации);анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого – «вычленил части из целого»;синтез: ученик проявляет умения комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) – «образовал новое целое»;оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – «определил ценность и значение объекта изучения». Технология разноуровневого обучения Авторы:Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И.Калмыкова и др.Гипотеза: различие основной массы детей по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.Теоретическое обоснование технологии: деление ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт); 2 – базовым, 3 – вариативном (творческом).Педагогические принципы технологии:всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;взаимное превосходство – если у кого-то что–то получается хуже. Чем у других, значит, что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать;неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Технология коллективного взаимообучения Авторы: Г.Ривина и его ученики.Теоретическое обоснование технологии: по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.Методики А.Г.Ривина:организованный диалог;сочетательный диалог;коллективное взаимообучение;коллективный способ обучения (КСО);работа учащихся в парах сменного состава (Дьяченко В.К.)Формы работыПарную работу учащихся можно использовать в трёх видах:статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е.включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Технология коллективного взаимообучения Основные преимущества КСО:в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;повышается ответственность не только за свои успехи, но и результаты коллективного труда;отпадает необходимость в содержании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся. Что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;обсуждение одной информации с несколькими увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно. Обеспечивает более прочное усвоение. Технология модульного обучения Авторы: П.Ю.Цявичене, В.В.МонаховТеоретическое обоснование технологииОсобый тип модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований. Отличительные черты технологии является системность, структурированность, воспроизводимость, планируемая эффективность. Модуль – это логически завершённая часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой или расчётно – графической работой).Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.Сущность модульного обучения:Позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно (или при ненавязчивой консультации учителя или с определённой дозой помощи) достигать конкретных целей учения в процессе работы с модулем.Содержание обучения: модули позволяют перевести обучение на субъект – субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика;дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знаний, но и на уровень его усвоения.Структура модуля представляет собой совокупность следующих объектов:«М» - модуль – это группа навыков, умений и знаний, которые учащиеся должны продемонстрировать;«Р» - результат действия (навыки, умения и знания, необходимые для выполнения программы курса);«КД» - критерий оценки деятельности – качество выполнения работы, которое должен продемонстрировать учащийся;«ОУ» - описание уровней – контекст, в котором должны быть проиллюстрированы результаты деятельности. Технология модульного обучения Модуль обучения состоит из 3 частей:1. Ввводная часть (ввод в модуль, в тему): выделение основного содержания материала диалогической части модуля. подача учебного материала целостно, «компактно» по «нарастающей». разбивка учебного материала для проработки с учебниками на 3 уровнях: сложный материал; средней степени сложности; низкой степени сложности. подготовка материала творческого характера для развития интереса к предмету и креативности (способности к творчеству); обеспечение диалогического общения на всех уроках данной части.2. Диалогическая часть (организация познавательной деятельности учеников через диалогическое общение);3. Итоговая часть (контроль). Принципы учебного процесса 1) признание приоритета личности перед коллективом;2) создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной лич­ностью и научиться видеть и уважать личность в других;3) ученический коллектив и педаго­ги должны выступать гарантами воз­можности реализации личностных ка­честв каждого;4) признание того, что ученик обла­дает определенными правами, кото­рые священны для учителя;5) отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; 6) следование правилу «минимум отметок - максимум оценок;7) признание, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих; 8) переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»; 9) понимание учителем того, что чем меньше он говорит на уроке сам и чем больше дает высказаться ученикам, тем эффективнее протекает учебный процесс;10) признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать;11) понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что учится ребенок не для учителя и ро­дителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества. Роль психолого-педагогической диагностики в личностно ориентированном обучении.Результаты психолого-педагогического обследования готовности ребенка к школеДата обследования __________________-Фамилия, имя ребенка ______________________1. Развитие учебных навыков.1. Уровень подготовки по чтению:а) умение читать ---------------------------------------------------------------------------------б) понимание прочитанного ---------------------------------------------------------------------2. Уровень подготовки по математике:а) счет (прямой и обратный), счетные операции ---------------------------------------------б) решение задач ------------------------------------------------------------------------------------II. Развитие речи и мышлеиия.3. Составление рассказа по серии картинок, понимание при­чинно-следственных связей -------------------------------------------------------------------------------------------------4. Обобщение и классификация понятий5. Владение логическими операциями сравнения -------------------------------------------6. Развитие речи:а) словарный запас и общая осведомленность (кругозор) --------------------------------- б) звукопроизношение -----------------------------------------------------------------------------III. Эмоционально-волевая сфера.7. Коммуникативные навыки:а) устойчивость интереса -------------------------------------------------------------------------б) коммуникативные навыки, адекватность поведения8. Уровень саморегуляции, произвольности:а) следование инструкции, произвольное внимание ----------------------------------------б) эмоциональная стабильность, напряженность --------------------------------------------в) графические навыки ----------------------------------------------------------------------------Общий балл: ---------------------------------------------------------------------------------------- Показатели урока в личностно ориентированном процессе.Организационные :Обучающие:Воспитывающие:Развивающие: Требования к деятельности обучающихся1. Наличие интереса к уроку и изучаемой теме.2. Активность познавательной деятельности, 3. Самостоятельность суждений, 4. Целеустремленность в познавательной деятельности, 5. Наличие и уровень развития навыков коллективной работы.6. Умение правильно переживать успех и воспринимать похвалу.7. Смыслотворчество, осознание отдельными учениками личностного смысла изучаемого материала.8. Самооценка выполненной работы. Критерии достижения педагогическим процессом личностного уровня.1. Представление учащимся возможности критически относиться к целостному содержанию изучаемых предметов.2. Участие учеников в проектировании и организации образовательного процесса.3. Использование учащимися права выбора сферы творчества в соответствии со способностями. 4. Наличие права учащегося определять смысл своих поступков и оценивать свои достижения.5. Обеспечение учащимся востребования их личностных функций: Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения Цели, задачи урока.2. Готовность учителя и учащихся к уроку3. Организационная структура урока4. Содержание урока5. Методическое обеспечение урока6. Поведение и деятельность учащихся на уроке7. Характеристика деловых качеств учителя8. Общие результаты урока Схема комплексного анализа урока Обобщенный механизм технологии обучения Предварительно-подготовительный этап- целевые ориентации- концептуальные положения- классификационные параметры- особенности отбора содержания образования- организационные структуры учебного процессII. Основной реализующий этап 1. Вводно-разъяснительная часть - знакомство со структурой, целями и задачами урока - знакомство с интегрированным (модульным) содержанием - знакомство с формой работы на уроке2. Обучающе-развивающая часть - краткое объяснение интегрированного учебного материала - составление опорных схем с записью ключевых слов - активная форма освоения нового материала - индивидуальная, парная, групповая, коллективная, кооперативная, корпоративная, игровая или иные формы работы3. Закрепительно-коррекционная часть - формы работы как продолжение освоения нового материала - активное участие самих учащихся - актуализация знаний 4. Контрольно-оценивающая часть - монитоинг уровня усвоения нового материала - анализ по технологическим карточкам - перевод оценивания на традиционную систему квалиметрииIII. Заключительно-аналитический этап - рефлексия деятельности учителя с целью коррекции своих действий 1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха..3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. 4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, 5. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности 6. Учитель должен любить детей и уметь это делать. 7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. 8. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.9. 80 % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. 10. Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.11. Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.12. Учитель должен научиться включать учащихся в коллек­тивную познавательную деятельность. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке 1. Знание индивидуальных и типологических особенностей учащихся;2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности;3. Осуществление оперативной обратной связи;4. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным ученикам;5. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале – каждого ученика).6. Соблюдение педагогического такта. Дифференциация и индивидуализация обучения как условия саморазвития школьника в условиях личностно ориентированного обучения «Порфолио ученика»:1. Карта знаний (представлена в виде рефлексивной таблицы).2. Тетрадь личных открытий.З. Творческая тетрадь.4. Тетрадь достижений.5. Дневник «роста». (или листы мониторинга уровня усвоения умений, знаний, навыков).б. Дипломы, награды и т.л. Контролирующая и оценочная деятельность ученика учебно-логическиеучебно-коммуникативныеучебно-организационныеучебно -управленческие учебно-информационные Критерии оценивания Стартовые и итоговые тестово-диагностические работы, Тестово-диагностические работы (ТДР). Проверочные (ПР) и контрольные работы (КР) по ходу изучения темы. Проверочные работы, которые контролируют уровень сформированности логического мышления, умения анализировать и обобщать полученные знания. Виды контроля Реальный результат Становление и проявление индивидуальности учащихсяРазвитие творческих способностей школьниковФормирование положительной «Я-концепции» личности учениковВыработка у детей индивидуального стиля познания и поведенияОбеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностейОценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, затем учителейОрганизуется совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познанияОбеспечивается возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего заданияНаправленность на достижение успеха 1. Понятию «личностно ориентированная педагогика» в педагогической практике соответствует:а) развитие у учащихся основных психических процессов — памяти, внимания, мышления;б) признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса;в) обучение как вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками;г) обучение и воспитание как направленное формирование личности с заданными свойствами.2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит, по-вашему, под определение « педагогическая диагностика» ?а) только тестовый контроль;б) любая рефлексия учащихся, поддающаяся учету и анализу;в) только письменные работы учащихся.3. Чем принципиально отличается проектирование учебного процесса по личностно ориентированной технологии от традиционного тематического и поурочного планирования?а) разработкой оснований проектирования конкретных учебных ситуаций;б) последовательностью действий учителя при планировании и организации учебного процесса. Блиц-турнир 1. Прочитайте цели педсовета.2. Считаете ли Вы, что цели педсовета достигнуты?З. Как бы Вы оценили результаты своей работы ?Оценку поставьте в графе « самооценка» :а) я все понял, могу объяснить этот материал другому (5 баллов);б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла);в) для полного понимания мне нужно повторить тему (З балла);г) я ничего не понял (2 балла). Итог Домашнее задание Оценка Рекомендации 4, 5 Проведение уроков по личностно ориентированной технологии 3 Изучите книгу ИС. Якиманской «Личностно ориентированное обучение в современной школе» и затем начните работать с использованием технологии личностно ориентированного обучения. 2 Изучите книгу И.С. Якиманской «Личностно ориентированное обучение в современной школе», посетите уроки коллег и только потом пробуйте внедрять технологию личностно ориентированного обучения в практику. «Всё в твоих руках». Большой — для меня было важным и интересным...Указательный — по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.Средний — мне было трудно (мне не понравилось).Безымянный — моя оценка психологической атмосферы… Мизинец — мне было недостаточно… Рефлексия